Инструменты доступности

Дворцовый мост над Невой – один из символов Санкт-Петербурга

Предшественником нынешнего Дворцового моста, соединяющего стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и Зимний дворец, был плашкоутный мост. Как временная переправа над Невой он появился в 1856 году, но через некоторое время жители этого района Санкт-Петербурга и общественные деятели стали обращаться в Городскую Управу с просьбами о возведении постоянного сооружения над рекой.

Дворцовый мост - история

Сначала эти просьбы оставались без внимания. В 1896 году плашкоутный мост из-за обустройства сквера у Зимнего дворца перенесли на 53 м ниже его месторасположения. И всё-таки в 1900 г. городские власти задумались о проектировке постоянного моста и даже объявили международный конкурс, победитель которого должен был получить право на проведение инженерных работ, связанных с сооружением будущей конструкции.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

В процессе конкурсного отбора, проходившего в 1901 г., представители Городской Думы рассмотрели 27 проектов, однако ни один из них не смог произвести на них должного впечатления. Хотя среди них и выделялся один, достойный рассмотрения. Это был проект от фирмы «Батиньоль», который так и не стал основой для строительства Дворцового моста, ведь за его претворение в жизнь компания запросила около 5 млн рублей.

Правительство города не стало заключать столь дорогостоящий для бюджета договор, и конкурс продолжился и закончилось в 1909 г.. Его победителем стал Пшеницкий А.П. со своим проектом, работы по архитектурному оформлению моста были возложены на зодчего Мельцера Р.Ф.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Начало февраля 1911 г. ознаменовалось заключением договора на постройку моста между властями Санкт-Петербурга и Обществом Коломенских заводов, которое в те годы считалось самым крупнейшим объединением. Окончание строительства планировалось на середину октября 1913 г., но с началом войны 1914 г. работы по возведению моста пришлось приостановить. По этой причине мост был открыт намного позже – 23 декабря 1916 г. Спустя 20 лет конструкция чугунного Дворцового моста претерпела некоторые изменения – на смену его деревянным перилам пришли литые чугунные поручни с простым рисунком. Автором этих работ был Крестовский И.В.

В свое время менялось и название Дворцового моста. Так, с 1917 и до 1944 года он именовался как Республиканский, а затем строение вновь получило свое первоначальное название. За весь период своего существования сооружение лишь единожды подвергалось капитальному ремонту (1967 г.). А спустя десятилетие оно претерпело и некоторую реконструкцию, в процессе проведения которой на мосту появились новые фонари, настил и разводная конструкция также обновились. В 1994 г. с моста убрали трамвайные пути. Последние работы по улучшению моста проводились в 1997 г. под руководством Петрова Юрия.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

О том, насколько гармоничным получился облик Дворцового моста, можно сказать следующее. При возведении столь масштабного сооружения необходимо было учитывать выдающиеся шедевры архитектуры Санкт-Петербурга находящиеся вокруг моста. Однако добиться полной гармонии мастерам так и не удалось. Причина их неудачи состояла в том, что в строительстве моста было задействовано большое количество лиц, имеющих разное мнение относительно вида возводимой переправы. Поэтому его конструкция наполовину закрывала вид на здания Биржи, Адмиралтейства и башни Кунсткамеры. Но, несмотря на эти недочеты, только опытному архитектору под силу заметить некоторый диссонанс в планировке моста и окружающих его зданий. Как бы там ни было, а расходящиеся в обе стороны крылья почти 8-тонной конструкции выглядят весьма эффектно, создавая подобие огромной арки. Дополнительную привлекательность Дворцовому мосту создает и художественная, люминесцентная подсветка (оснастили осенью 1997 года), благодаря которой мост выглядит очень помпезно.

На тот момент Дворцовый мост считался третьим по счету мостом, получившим подобное освещение. Примечательно и то, что при проведении праздничных массовых гуляний городские власти находят разведенным крыльям моста и другое применение – они превращают их в экраны для показа кинофильмов.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Особенности конструкции Дворцового моста

250-метровый Дворцовый мост представлен пятью пролётами, центральный из которых быстро раскрывается и называется разводным. Уравновешенность крыльев разводного пролёта достигается благодаря наличию противовесов, подвешенных к нижней части на шарнирах. За безопасный подъём 700-тонных пролётов отвечают тысячетонные противовесы, крупные шестерни, в том числе и старинные цельнолитые, и мощные электромоторы.

В целом механизм работает надежно, но пару раз происходили и сбои. Например, в 2002 году причиной остановки разводки моста и последующей задержки судов на Неве стал «зуб», отломившийся на шестерне. Еще один случай зарегистрирован в сентябре 2009 года, когда процедура развода моста задержалась на 50 минут. Виновником сложившейся ситуации стал разводной механизм, вышедший из строя по причине выработки своего ресурса.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Разведение Дворцового моста приходится на ночные часы – с 1:05 до 4:55. Именно такой отрезок времени был установлен в 2011 г. и прописан в «Правилах пропуска судов при разводке мостов Санкт-Петербурга». Но существуют и такие случаи, когда разведение моста отменяется на законных основаниях, а именно:

  • превышение температуры воздуха отметки в 25 градусов;
  • превышение скорости ветра над Невой 15 м/сек.

Технические характеристики Дворцового моста:

  • общая протяженность – 250 м;
  • ширина тротуаров для пешеходов – 2,82 м;
  • ширина дороги моста – 21,97 м;
  • эффективная ширина всей конструкции – 27,73 м;
  • отверстие в центральном пролёте – разные источники указывают на значения 57,46 м и 55,6 м.

Длина пролётов Дворцового моста:

  • 1-й – 36 м;
  • 2-й – 41,06 м;
  • 3-й – 41,4 м;
  • 4-й – 38,8 м.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

В целом конструктивная схема Дворцового моста достаточно простая и четкая. Но, несмотря на свою незамысловатость, эта мощная переправа над Невой остается одной из необычных достопримечательностей российского города.

Дополнительная информация
← РОССИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЕВРОПА →

Отличные экскурсии по Санкт-Петербургу от Трипстер - Реклама


Дворцовый мост на карте

Добавить комментарий