Дворцовый мост над Невой – один из символов Санкт-Петербурга
Предшественником нынешнего Дворцового моста, соединяющего стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и Зимний дворец, был плашкоутный мост. Как временная переправа над Невой он появился в 1856 году, но через некоторое время жители этого района Санкт-Петербурга и общественные деятели стали обращаться в Городскую Управу с просьбами о возведении постоянного сооружения над рекой.
Дворцовый мост - история
Сначала эти просьбы оставались без внимания. В 1896 году плашкоутный мост из-за обустройства сквера у Зимнего дворца перенесли на 53 м ниже его месторасположения. И всё-таки в 1900 г. городские власти задумались о проектировке постоянного моста и даже объявили международный конкурс, победитель которого должен был получить право на проведение инженерных работ, связанных с сооружением будущей конструкции.
В процессе конкурсного отбора, проходившего в 1901 г., представители Городской Думы рассмотрели 27 проектов, однако ни один из них не смог произвести на них должного впечатления. Хотя среди них и выделялся один, достойный рассмотрения. Это был проект от фирмы «Батиньоль», который так и не стал основой для строительства Дворцового моста, ведь за его претворение в жизнь компания запросила около 5 млн рублей.
Правительство города не стало заключать столь дорогостоящий для бюджета договор, и конкурс продолжился и закончилось в 1909 г.. Его победителем стал Пшеницкий А.П. со своим проектом, работы по архитектурному оформлению моста были возложены на зодчего Мельцера Р.Ф.
Начало февраля 1911 г. ознаменовалось заключением договора на постройку моста между властями Санкт-Петербурга и Обществом Коломенских заводов, которое в те годы считалось самым крупнейшим объединением. Окончание строительства планировалось на середину октября 1913 г., но с началом войны 1914 г. работы по возведению моста пришлось приостановить. По этой причине мост был открыт намного позже – 23 декабря 1916 г. Спустя 20 лет конструкция чугунного Дворцового моста претерпела некоторые изменения – на смену его деревянным перилам пришли литые чугунные поручни с простым рисунком. Автором этих работ был Крестовский И.В.
В свое время менялось и название Дворцового моста. Так, с 1917 и до 1944 года он именовался как Республиканский, а затем строение вновь получило свое первоначальное название. За весь период своего существования сооружение лишь единожды подвергалось капитальному ремонту (1967 г.). А спустя десятилетие оно претерпело и некоторую реконструкцию, в процессе проведения которой на мосту появились новые фонари, настил и разводная конструкция также обновились. В 1994 г. с моста убрали трамвайные пути. Последние работы по улучшению моста проводились в 1997 г. под руководством Петрова Юрия.
О том, насколько гармоничным получился облик Дворцового моста, можно сказать следующее. При возведении столь масштабного сооружения необходимо было учитывать выдающиеся шедевры архитектуры Санкт-Петербурга находящиеся вокруг моста. Однако добиться полной гармонии мастерам так и не удалось. Причина их неудачи состояла в том, что в строительстве моста было задействовано большое количество лиц, имеющих разное мнение относительно вида возводимой переправы. Поэтому его конструкция наполовину закрывала вид на здания Биржи, Адмиралтейства и башни Кунсткамеры. Но, несмотря на эти недочеты, только опытному архитектору под силу заметить некоторый диссонанс в планировке моста и окружающих его зданий. Как бы там ни было, а расходящиеся в обе стороны крылья почти 8-тонной конструкции выглядят весьма эффектно, создавая подобие огромной арки. Дополнительную привлекательность Дворцовому мосту создает и художественная, люминесцентная подсветка (оснастили осенью 1997 года), благодаря которой мост выглядит очень помпезно.
На тот момент Дворцовый мост считался третьим по счету мостом, получившим подобное освещение. Примечательно и то, что при проведении праздничных массовых гуляний городские власти находят разведенным крыльям моста и другое применение – они превращают их в экраны для показа кинофильмов.
Особенности конструкции Дворцового моста
250-метровый Дворцовый мост представлен пятью пролётами, центральный из которых быстро раскрывается и называется разводным. Уравновешенность крыльев разводного пролёта достигается благодаря наличию противовесов, подвешенных к нижней части на шарнирах. За безопасный подъём 700-тонных пролётов отвечают тысячетонные противовесы, крупные шестерни, в том числе и старинные цельнолитые, и мощные электромоторы.
В целом механизм работает надежно, но пару раз происходили и сбои. Например, в 2002 году причиной остановки разводки моста и последующей задержки судов на Неве стал «зуб», отломившийся на шестерне. Еще один случай зарегистрирован в сентябре 2009 года, когда процедура развода моста задержалась на 50 минут. Виновником сложившейся ситуации стал разводной механизм, вышедший из строя по причине выработки своего ресурса.
Разведение Дворцового моста приходится на ночные часы – с 1:05 до 4:55. Именно такой отрезок времени был установлен в 2011 г. и прописан в «Правилах пропуска судов при разводке мостов Санкт-Петербурга». Но существуют и такие случаи, когда разведение моста отменяется на законных основаниях, а именно:
- превышение температуры воздуха отметки в 25 градусов;
- превышение скорости ветра над Невой 15 м/сек.
Технические характеристики Дворцового моста:
- общая протяженность – 250 м;
- ширина тротуаров для пешеходов – 2,82 м;
- ширина дороги моста – 21,97 м;
- эффективная ширина всей конструкции – 27,73 м;
- отверстие в центральном пролёте – разные источники указывают на значения 57,46 м и 55,6 м.
Длина пролётов Дворцового моста:
- 1-й – 36 м;
- 2-й – 41,06 м;
- 3-й – 41,4 м;
- 4-й – 38,8 м.
В целом конструктивная схема Дворцового моста достаточно простая и четкая. Но, несмотря на свою незамысловатость, эта мощная переправа над Невой остается одной из необычных достопримечательностей российского города.
← РОССИЯ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ЕВРОПА → |
Отличные экскурсии по Санкт-Петербургу от Трипстер - Реклама