Величественный Кафедральный Собор на площади Plaza de Catedral
Недалеко от каталонской столицы Испании Барселоны, расположился удивительный город Жирона. Небольшая площадь города и, по современным меркам, малочисленность местного населения (согласно последним данным в Жироне проживают чуть менее ста тысяч человек) для туристических агентств вовсе не повод исключить этот город из списка самых интересных для путешественника мест.
Жирона, впрочем, как и все остальное в Каталонии, способна удивить и поразить даже повидавших многое на своем веку туристов. Речь идет о красоте архитектурных построек, об улицах и площадях, об удивительной истории каждого «квадратного метра» испанского городка; о многочисленных достоверных и выдуманных фактах, легендах и мифах, которыми буквально окутаны те или иные здания; о радушии горожан, приветливо встречающих каждого гостя. Было бы несправедливо просто перечислить все достопримечательности этого уютного города. Особого внимания в Жироне заслуживает католический Кафедральный Собор на площади Plaza de Catedral.
Общий вид на Кафедральны собор
Кафедральный Собор Жироны - история появления
Строительство величественного Кафедрального Собора не могло длиться несколько лет и даже десятилетий. Испанские архитекторы и строители работали над данным проектом практически век, хотя для того времени, эпохи Средневековья, такие масштабные, по своему замыслу, сооружения скорее норма, нежели исключение. Первые «кирпичики» Кафедрального собора в Жироне были заложены двумя братьями архитекторами Анри и Жаком де Форенами, которые начали строительство в 1312 году. Стоит заметить, что до этого времени в X-XI веках на этом месте существовала романская усыпальница, от которой до наших дней сохранился лишь монастырь и небольшая часть башни.
В 1386 и в 1416-хх годах к этому проекту присоединилась целая плеяда самых лучших испанских архитекторов того времени, которые сообща решали вопрос о целесообразности продолжения строительства собора в романском стиле. В частности, очень долго велись споры о количестве нефов: одни предлагали возвести центральный неф с двумя боковыми, другие же, напротив, отстаивали «право» одного нефа. В 1417 году было принято решение о строительстве одного нефа в готическом стиле, которое было поручено воплотить в жизнь архитектору Гийому Бофилю. Размеры нефа довольно внушительные: высота 34 метра, а ширина 23 метра. Надо заметить, что шире него лишь неф Собора Святого Петра в Риме, его ширина достигает 25-ти метров.
Вид на фасад Кафедрального собора с лестницы покаяния
Точной даты завершения строительства нет. И в XVI, и в XVII, и в XIX - хх веках Кафедральный Собор Жироны претерпевал изменения. Поэтому невозможно сказать о преобладании одного архитектурного стиля: в данном проекте удачно переплетены романский, готический, ренессансный стили и стиль барокко. Кафедральный Собор Жироны - не просто один из красивейших памятников архитектуры всей Испании, но и особая гордость каталонцев.
«Лестница покаяния» в девяносто ступеней
Как уже было сказано выше, Кафедральный Собор в Жироне в разные века дополнялся новыми архитектурными деталями. Так, в 17-м веке с западной стороны фасада здания, где находится вход с собор, была пристроена лестница, состоящая из девяноста ступеней. На тот момент лестница была самой большой на территории всей Испании. Надо сказать, что лестница у собора появилась не случайно: все дело в размерах соборной площади. Она была небольшая, что до 17-го столетия приводило к массовым столпотворениям и беспорядкам во время проведения великих католических празднеств.
Южный вход в Кафедральный собор
Поэтому и было принято решение возвести лестницу, которая позволила бы всем желающим принять участие в богослужениях. Конечно же, едва строительство лестницы было завершено, как сразу же появилось поверье, согласно которому верующий человек, желающий попасть внутрь храма, еще до того, как перешагнет порог собора, будучи на ступенях лестницы, должен был начать отмаливать свои грехи: одна ступень – один грех.
Ниши на фасаде здания, выполненные в стиле барокко и построенные в середине 17-го века, долгое время были пустующими. Однако со временем в них были установлены статуи. Верхняя часть Кафедрального Собора украшена довольно большим окном, которое чем-то напоминает розу и выполнено в стиле каталонского барокко известным мастером Франциско Саладриги. К слову, в разные века и другие фасады здания были дополнены статуями. Северную часть собора украшает портик святого Михаила, южную – портик Апостолов, все они выполнены в популярном в те времена готическом стиле.
Вид скульптур над главным входом Кафедрального Собора
Кафедральный Собор Жироны имеет небольшой дворик, периметр которого занимают галереи. Тут же возле стен и под плитами пола похоронены знаменитые и выдающиеся личности, входившие в монашеское братство. На заднем дворе невозможно пройти мимо архитектурного памятника - водосточного желоба, выполненного в виде скульптуры ведьмы и именуемого в народе довольно устрашающе: «Крик ведьмы». Согласно легенде, в незапамятные времена жила ведьма, которая была против существования религии и против возведения в Жироне собора. Так как ее магия была не в силах чем-либо навредить промыслу Божьему, она бросала в собор камни. Высшие силы, не пожелав мириться с нечистью, превратили злую и коварную ведьму в камень и водрузили ее на фасад здания, как символ победы добра над злыми кознями. Согласно все той же легенде, отныне из уст ведьмы не сможет просочиться ни одно проклятие или оскорбление, а стекает только чистая дождевая вода.
Вид на Кафедральный собор с заднего двора
Кафедральный Собор в Жироне - внутренний интерьер
Говорить об интерьере Кафедрального Собора в Жироне и экспонатах его музея можно бесконечно долго, но когда переступаешь порог этого удивительного храма, все слова отступают на второй план, приходят лишь чувства…. чувства, чем-то напоминающие восторг и, даже можно сказать, благоговенье. Атмосфера готики, уникальные в своем роде колоны, диагональные арки, стул епископа, выполненный архитектором в романском стиле и, конечно же, орган, установленный в Кафедральном Соборе сравнительно недавно – все это лишь малая часть того, что бросается сразу в глаза. Кроме этого внутри храма установлены гробницы графа Барселоны Рамона Беренгария II и его горячо любимой супруги. Невозможно оторвать глаз и от уникальных в своем роде каталонских витражей разных форм и размеров.
Слева от главного входа располагается музей, в котором собраны уникальные шедевры, произведения искусств, созданные в различные эпохи: скульптуры, манускрипты, изделия из золота и серебра и многое другое. Музей при Кафедральном Соборе в Жироне работает с понедельника по субботу. Стоимость входного билета для взрослых составляет символическую сумму, всего лишь 5 евро, а для детей и людей старше 65-ти лет - 3 евро.
Вид на Кафедральный собор с юга
К слову, посетить музей можно и бесплатно. Для этого стоит отправиться в Кафедральный Собор в воскресенье с 10.00 до 14.00. Правда, в это время в храме довольно много народа, так как именно в этот день и в это время в Кафедральном Соборе проводятся службы.