Монца: скорость, история и мистика
Окрестности итальянского города Монцы еще много веков назад облюбовали для отдыха венценосные особы. Здесь была возведена роскошная вилла, вокруг которой был разбит удивительный парк.
Краткое описание трассы Формулы 1 в Монце
В основанном здесь же храме Иоанна хранилась одна из главных христианских святынь Железная Корона. Существует древнее предание, говорящее о том, что для ее изготовления был использован гвоздь от креста Спасителя. Монца для многих путешественников считается святым городом. Это место с богатейшей и непростой историей было выбрано в начале 20-го века для строительства нового автодрома. В те времена практически все итальянцы были увлечены автомобилями.
Прямая старт-финиш
Сенатор Сильвио Креспи, являвшийся также главой Автомобильного клуба Милана, получил одобрение на строительство трассы для гонок от основателя фашизма Муссолини. Работа закипела: всего за 110 дней был полностью построен автодром, который был торжественно открыт в сентябре 1922-го года. Трасса Монца стала третьей по счету в истории автоспорта, предназначенной исключительно для соревнований, а также явилась своеобразным подарком к 25-летию Миланского Автомобильного клуба.
Вид на трибуны
Трасса Монца в Италии: история и многочисленные реконструкции
Monza Autodrome должен был стать, по задумке инициаторов строительства, самым быстрым в мире. Принять участников любых гонок позволяло наличие овального кольца (с профилированными поворотами) и обычной трассы. Скорости машин в 20-м веке стремительно росли, а незначительные изменения в конфигурации трека мало помогали повышению безопасности. В 1934-м году была принята программа практически полной реконструкции автодрома: все работы завершились в начале 1939-го года. Гонки в это время, естественно, продолжались, их отменили только с началом Второй Мировой войны. Тогда на автодроме разместили эвакуированные учреждения, архивы, а также боевую технику. После войны, разрушенную в результате бомбардировок трассу, восстановили. С октября 1948-го автодром Монца снова стал местом для проведения гонок. Первый Гран-при Италии в рамках «Формулы 1» был разыгран в 1950-м году. Длина трека тогда составляла 6,3 км, а вот овал был короче – 4,15 км.
Шикана «Роджиа»
В 1955-м трассу подвергли очередным изменениям: на ней появилось информационное табло, а также возведено административное здание и здание для представителей средств массовой информации. Гравийное основание для асфальта, которое оставалось на некоторых участках, сделали бетонным, а длину основного трека сократили до 5,75 км. Скоростной овал увеличился на 100 метров. К слову, его несколько раз использовали для гонок «Формулы 1».
В 1961-м году на трассе Монца произошло трагическое событие: тогда, не вписавшись в поворот «Параболика», погиб пилот фон Трипс, а вместе с ним и 14 зрителей. После этой аварии вокруг трассы установили железный забор. Впрочем, и он не уберег от гибели Йохена Риндта в 1970-м, когда на его болиде полностью отказали тормоза. Если в начале века перед строителями ставилась задача сделать самую быструю трассу, то теперь приоритеты поменялись: устроители гонок старались разными способами снизить (!) скорость машин. Многократно менялась конфигурация трека, появлялись новые шиканы, шпильки и так далее.
Слева действующая трасса, справа выезд на старую конфигурацию трассы
В 1979-м году были добавлены бордюры, расширенные полосы безопасности, барьеры из отработанных покрышек. В 80-х перестройка автодрома продолжилась, она коснулась боксов, трибун, паддока и других элементов. После всех изменений главная трасса Монцы имеет длину 5 793 м, на ней 11 поворотов (в их числе 4 шиканы). Для гонок в классе Junior используется укороченный трек (2 405 метров). Сохранился до наших дней, хотя и находится в заброшенном состоянии, легендарный высокоскоростной овал. От современных команд «Формулы 1» требуется серьезная подготовка к гонке на автодроме Монцы. Многие настройки болидов используются исключительно для итальянской трассы, ведь здесь нужна наименьшая прижимная сила. Ее недостаток компенсируют тщательной настройкой подвески, которая нужна также для того, чтобы атаковать поребрики без значительного замедления болида. Максимальные скорости на трассе Монца сейчас превышают 340 км/час, поэтому на тормозную систему ложится огромнейшая нагрузка.
Участок старой тарссы
За долгую историю Monza Autodrome зрители становились свидетелями самых разных событий и рекордов. Чего стоят, например, пятисотмильные «Гонки двух миров», состоявшиеся в 1957-58 годах. Для Indy и Formula One устроили «очную ставку»: обе гонки выиграли тогда американские пилоты. В 1971-м Майк Хейлвуд, финишировавший четвертым, отстал от победителя всего на 18 сотых секунды!
Трасса Монца: трагические происшествия и мистика
К огромному сожалению, популярная трасса забрала жизнь нескольких гонщиков, их гибель не обошлась без мистических совпадений. Для суеверного итальянца Альберто Аскари сесть за руль 26 числа считалось плохой приметой: именно в этот день погиб его отец, тоже автогонщик. Несмотря на рекомендации врачей избегать нагрузок после аварийного «приводнения» на Гран-при в Монако, он сам вызвался протестировать в Монце новый болид 26 мая 1955 года. Что конкретно отказало в болиде в тот день, по-прежнему неизвестно: в прессе появилась лишь «сухая» заметка - Аскари нашли мертвым рядом с перевернувшейся машиной.
Подиум
У другого гонщика фон Трипса в 1961-м был билет на авиарейс, на котором он планировать улететь домой сразу после окончания гонки. Самолет этот разбился, однако Вольфганг погиб еще раньше, на гонке, после которой и должен был лететь. Жуткое и пугающее совпадение…. Интересен тот факт, что гибель в страшной катастрофе была предсказана Вольфгангу еще в детстве цыганкой, случайно встретившийся ему во время прогулки.
Ровно через 17 лет, 10 сентября, день в день, происходит еще одна трагедия. Ронни Петерсон попадает в завал сразу после старта и получает, казалось бы, не опасные для жизни переломы ног, но трасса в Монце продолжала отнимать жизни пилотов: спустя день после аварии Петерсон умер в больнице от жировой эмболии. В 1970-м году, выступавшему за Австрию пилоту Йохену Риндту, никто не мог составить конкуренцию. После пяти выигранных Гран-при из девяти он намного опережал своих соперников. В субботнем заезде десятого этапа его Lotus не удержался на трассе и влетел в отбойник. Йохена врачи не спасли, но чемпионом он стал, правда, посмертно.
Памятник Хуану Мануэлю Фанхио
Несмотря на эти страшные события, трасса Монца продолжает оставаться одной из самых популярнейших в мире для проведения гонок «Формулы 1». Лучшие пилоты поражают болельщиков в Италии свои мастерством и непревзойденным умением «держать в узде» мощнейшие болиды. Однако каждый из них помнит, что Монца – трасса с непростой историей, и на ней ни на секунду нельзя терять концентрацию.