Замок Святого Ангела - мавзолей императора Адриана
Если рассматривать достопримечательности Рима, которые, несмотря на неумолимый ход времени и постоянные набеги на «вечный город» завоевателей, сохранились практически в первоначальном виде, то, несомненно, среди них стоит выделить Замок Святого Ангела.
Краткое описание замка Святого Ангела
Это не просто здание, окруженное неприступной стеной, это памятник архитектуры, немало «повидавший» за время своего существования, это замок, на крышу которого прямо с небес спустился… самый настоящий ангел.
Замок Святого Ангела с высоты птичьего полёта
Замок Святого Ангела – это музей, который в настоящий момент открыт для любого туриста. Однако музеем он стал совсем недавно. Он был усыпальницей, замком, резиденцией пап, сокровищницей, крепостью, которая могла выдержать любую, даже самую длительную осаду. Такое крепкое здание было даже приспособлено под тюрьму. Стоит отметить, что даже свое название «Замок Святого Ангела», поражающее воображение строение, получило не сразу. Однако это уже история, история длинная и, зачастую, очень мрачная, о которой будет интересно услышать всем путешественникам, отправляющимся в величественный город Рим.
Замок Святого Ангела: история появления памятника архитектуры в Риме
Перед тем, как гиды рассказывают туристическим группам о строительстве Замка Святого Ангела, они предупреждают, что изначально эта постройка была возведена как усыпальница, и ничего общего со словом «замок» она не имела. Еще в далеком 130 году нашей эры император Адриан, чувствовавший приближение смерти, приказал возвести большой мавзолей, где по его завещанию должны были в каменных гробах покоиться его останки и останки всех членов его семьи.
Вид на замок Святого Ангела с моста Элио
Усыпальницу было решено построить не в самом Риме, а на противоположном берегу реки Тибр. Для того чтобы тела умерших и провожающие их родственники не переправлялись через реку на лодках, было сразу решено связать усыпальницу с Марсовым полем при помощи каменного моста, названного Элио. Увы, дожить до конца строительства своего последнего пристанища Адриану не удалось. Он умер в 138 году, а усыпальница, в которой хоронили всех императоров до 217 года, была завершена через год. Завершением работ руководил Антонин Пий, который отдал приказ в 139 году перенести бренные останки Адриана в его мавзолей. Последним императором, который был похоронен в усыпальнице, стал легендарный Семптий Север. После его похорон об усыпальнице забыли, каменные гробницы императоров покрывались пылью в течение 60-ти последующих лет.
Как уже говорилось выше, усыпальница была построена за пределами Рима, поэтому ее стратегическое значение было трудно переоценить. Первым это понял император Аврелиан уже в III веке, который постоянно был вынужден с войсками защищать Рим от набегов варваров и вандалов. Он принял решение возвести вокруг усыпальницы крепостную стену, которая превратила мавзолей Адриана в неприступный бастион. Набеги на Рим участились в 400 – 500хх годах нашей эры. Римляне отважно боролись с неприятелем и укрывались от него за крепостной стеной. На головы захватчиков лилась расплавленная смола, скидывались огромные камни. Если метательного оружия не хватало, смерть завоевателем несли и статуи, покоившихся в усыпальнице императоров.
Вид на замок Святого Ангела и Элиев мост с набережной реки Тибр
«Когда же, и в честь чего этот бастион получил название Замок Святого Ангела?», - может задать вопрос гость Рима, любующийся прекрасным сооружением. В 590 году на Рим обрушивались напасти за напастями. Одной из бед была страшная эпидемия «моровой язвы», которую современные ученые назвали бы эпидемией чумы. Справиться с ней в те времена не могли, в городе люди, покрытые язвами, падали замертво прямо на улицах. Казалось, «вечный город» погибнет. Существует древняя легенда, согласно которой папа Григорий Великий вместе с верующими прошел через весь город и молился Богу, чтобы тот остановил эпидемию. Когда папа и толпа народа шли по мосту Элио, на крышу замка и спустился тот самый ангел. Это был архангел Михаил. Прямо на крыше усыпальницы-крепости он вложил перед верующими меч в ножны и исчез. Как можно было истолковать такое чудесное явление? Конечно же, как проявление божьей милости. Удивительно, но, практически сразу же, эпидемия в Риме остановилась.
В честь архангела Михаила выполнили статую, которую установили на месте его явления. Забегая немного вперед, хотелось бы сказать, что затем эта скульптура была перенесена в сад, а вот статуя, которая в наши дни венчает замок, была сделана лишь в 1753 году известным на тот период времени архитектором Пьетро ван Верскаффельтом. Перед ним стоял вопрос, как сделать так, чтобы ангел смотрелся убирающим меч в ножны, а не достающим его. Решение нашлось практически сразу же: ангел, держа за рукоятку меч, смотрит на него, что никогда не сделает воин, достающий меч перед противником. Интересен тот факт, что один скульптор перед ван Верскаффельтом уже делал статую для крыши замка, однако его ангел не смотрел на ножны, а лишь миролюбиво взирал с высоты. Незадолго после водружения первой статуи ее поразила молния, видимо, высшие силы видели не такой статую архангела Михаила.
Замок Святого Ангела в Средневековье
Совсем неудивительно, что после явления ангела еще в 590 году, для папы и для многочисленных верующих, замок стал не только частью оборонительного кольца Рима, но и местом паломничества. Практически сразу же внутри здания стали происходить изменения: в мрачной усыпальнице стали появляться роскошные комнаты, отделанные мрамором и позолотой. В них временно проживали, а подчас, и скрывались во время длительных осад, папы. В 1527 году войска под предводительством Карла V в течение долгого времени пытались взять неприступную крепость, в которой скрывался папа римский Клемент VII. Оборону держали его гвардейцы, состоявшие преимущественно из швейцарцев. Защищал папу величайший скульптор и ювелир, «видевший в огне саламандру», Бенвенуто Челлини. Именно благодаря его автобиографии этот эпизод довольно хорошо описан в современных учебниках истории и путеводителях по Риму. Челлини утверждал, что именно он и положил конец осаде замка: ювелир выстрелил из аркебузы и убил главнокомандующего ландскнехтской армии. Правда это, или же вымысел, никто из современных историков точно утверждать не берется.
В те времена, как папы Римские с роскошного балкона любовались огромными толпами верующих, желающих прикоснуться к святыне, в подвалах замка стали строить… тюремные камеры. В них сажали «особо опасных преступников», подвергавших веру сомнениям или же участвовавших в сговорах с целью свергнуть того или иного папу. К слову, Бенвенуто Челлини уже в 1537 году обвинили в том, что он похитил папскую тиару и «вернули» в Замок Святого Ангела, правда, уже в качестве арестанта. Он был единственным человеком, который смог сбежать с этой тюрьмы. Правда, скрываться после побега он не умел: уже вскоре его вернули в камеру. Он не погиб в застенках, как многие узники и не был заживо замурован в стену. Вскоре Челлини выпустили. На стене его камеры любой турист сегодня сможет увидеть выцарапанный рисунок гения, который назван «Иисус Воскресший».
Кто только не сидел в тюрьме, расположенной на первом этаже и в подземельях замка: Галилей Галилео, Джордано Бруно, Помпонио Лето – лишь малая часть известнейших и, к счастью, незабытых в наше время, ученых, художников и поэтов. В 1789 году, во времена инквизиции, в Замке Святого Ангела побывал и граф Калиостро. Историки с уверенностью говорят, что самыми последними узниками тюрьмы в замке стали люди, боровшиеся уже в 19-м веке против временного правительства. После них камеры Замка Святого Ангела опустели. Однако сколько еще не найдено останков, замурованных заживо людей в замке, на крышу которого спустился сам ангел, не может подсчитать никто.
Замок Святого Ангела в наши дни
Как уже говорилось в самом начале материала, Замок Святого Ангела, это самая хорошо сохранившаяся достопримечательность Рима, но не только. Это еще и самый посещаемый памятник архитектуры, в котором в настоящий момент уже не живут папы, не томятся в ожидании смерти узники. Сейчас Замок Святого Ангела – это Национальный музей, который словно магнит притягивает к себе не только обычных туристов, но и знаменитых художников и поэтов, которые там черпают вдохновение. На живописных аллеях возле замка часто устраивают выставки, проводятся ярмарки и шумные вечеринки.
Ров, который ранее служил препятствием для неприятеля, стал местом для выгула собак, а на мосту, по которому проходили толпы паломников, снуют продавцы. Продавцы, которые «каким-то чудесным образом» достают вещи от именитых дизайнеров практически задаром. Они всегда готовы предложить гостю столицы Италии «роскошную» сумочку от «Луи Виттон» по цене всего в 15-20 евро. Многие туристы, которые с благоговением и трепетом относятся к такому чуду, как Замок Святого Ангела и другим достопримечательностям «вечного города», порой попросту впадают в ступор от такого отношения римлян к своим национальным сокровищам. Хотя удивляться тут нечему, необходимо просто поставить себя на их место. Представьте, стоит только выйти из своего дома, как тут же «наталкиваешься» на руины, датируемые еще пятым веком до нашей эры. По сравнению с ними, Замок Святого Ангела просто таки строение современное…
Отличные экскурсии в Риме от Трипстера - Реклама