Дом Братства Черноголовых в Таллине — военный штаб купцов и зал для пирушек
Около 1400 года в Таллине было основано объединение холостых и заграничных купцов, подобное Большой гильдии — «Братство черноголовых».
Краткое описание Братства Черноголовых
Легенда относит его возникновение к середине XIV века, когда отряд иностранных купцов Таллина оказал помощь эстам в ходе крестьянского восстания в 1343 — 1345 годах. Крестьяне поджигали усадьбы и убивали датско-немецких феодалов, за то, что те истязали и притесняли коренных жителей, используя их как дешёвую рабочую силу для своих нужд. И хотя крестьянская война была подавлена объединёнными силами датчан и рыцарей-крестоносцев, иноземные купцы встали на защиту Таллина и впоследствии взяли на себя обязанность по охране города.
Вид Дома Братства Черноголовых (по центру)
В 1407 году был принят устав Братства, более известный под названием «Большие права», согласно которому чужеземные купцы обеспечивали город кавалерийским подразделением.
Члены Братства несли дозор на сторожевых башнях, а с закрытием городских ворот на восходе солнца осматривали укрепления, следя за тем, чтобы за стенами не спрятались вражеские лазутчики. В 1526 году Черноголовые передали городским властям Таллина 94 орудия, в том числе 20 пушек на лафетах и 8 катапульт, предназначенных для метания камней и стрел.
Вход в здание Братства Черноголовых
Братство оплатило изготовление пушек для г. Нарва, но с условием, что геральдическая эмблема Черноголовых будет выгравирована на каждом орудии. Гербом служил щит с изображением небесного покровителя Братства — чёрнокожего Святого Маврикия, жившего в III веке н.э., потому купцы и называли себя «Черноголовыми». Будучи руководителем римского легиона, набранного в Верхнем Египте, Маврикий должен был отправиться из Фив в Галлию и помочь императору Максимиану усмирить иноверцев. Но Маврикий, веруя во Христа, отказался преследовать христиан, за что был казнён в 290 году вместе со своими 6 600 солдатами.
Взяв за образец беспримерное мужество темнокожего бойца, члены Братства помогли эстам выстоять и в 1557 году во время русско-ливонской войны, когда войска Ивана Грозного безуспешно пытались осадить Таллин. После того как Пётр I завоевал Эстонию и присоединил её к Российской империи в 1710 году, Братство черноголовых постепенно утратило своё военное значение. На первый план вышли новые приоритеты — защита купеческих интересов в торговле и покровительство искусствам. В 1895 году Братство стало светским клубом. В 1940 году власти Эстонской ССР ликвидировали клуб, и Черноголовые бежали в Германию.
Герб гильдии Черноголовых на двери здания Братства Черноголовых
Здание Братства Черноголовых — памятник Ренессанса в Таллине
Черноголовые устраивали свои собрания и пирушки в здании Большой гильдии, но в 1540 году между организациями произошёл конфликт. Черноголовых, празднующих свадьбу в Гильдейском доме, оштрафовали за совместные пьянки. Перед Братством встал вопрос о собственной резиденции. Вначале Черноголовые арендовали дома на улицах Вене и Кулласеппа, а в 1530 году выкупили здание, принадлежавшее председателю городского магистра Йохану Вианту, и перестроили его в стиле Возрождения. Сегодня это здание можно легко найти, прогуливаясь по улице Пикк в направлении Морских ворот. По правую сторону улицы возвышается дом под номером 26 с роскошными скульптурными рельефами. Главным украшением здания служит пышно декорированный портал, созданный в 1597 году архитектором и скульптором Арентом Пассером.
Над порталом, на каменной плите высечен герб Братства — два геральдических льва поддерживают щит с изображением головы Святого Маврикия. Дом увенчан треугольным щипцом, окаймлённым волютами (каменными завитками).
Голова святого Маврикия на гербе гильдии Черноголовых
На щипце, под самой крышей размещены два аллегорических барельефа, символизирующих «Мир» и Правосудие», и над всем этим — изображение Иисуса Христа. Между оконными проёмами второго этажа установлены готические плиты с изображением скачущих на конях рыцарей, а на фризе, между вторым и первым ярусом представлены гербы ганзейских городов, в том числе и геральдический символ российского Новгорода, который также входил в торговый союз — Ганзу. На треугольных фронтонах, венчающих окна первого этажа, высечены в камне портреты польского монарха Сигизмунда III и его супруги Анны Австрийской. Антикварную мебель и живопись, принадлежавшую Братству Черноголовых, можно увидеть в Таллинском городском музее.
Холостяцкие пирушки Братства Черноголовых
Когда-то в Доме Братства Черноголовых бурлила хмельная холостяцкая жизнь. Помимо крупных торжеств, купцы каждый день устраивали так называемые пфеннинговые попойки — обсуждали текущие дела, играли в карты, пили пиво.
Белый зал в доме Братства Черноголовых
Ливонский летописец Бальтазар Руссов сообщает, что Черноголовые ввели обычай ставить рождественскую ёлку на Ратушной площади. Молодые купцы и девушки водили хороводы вокруг дерева, а затем поджигали ель, чтобы она ярко горела. Лишь два раза в год — во время пасхальных и рождественских гуляний — в Братство могли вступить новые члены. В 1711 году Петр I праздновал Рождество в Таллине, и, несмотря на то, что русский царь уже был помолвлен с Екатериной, Черноголовые приняли его в своё Братство.