Инструменты доступности

Лондонская система канализации — борьба за жизнь

Каких только достопримечательностей не встретишь в столице Великобритании Лондоне. Уникальные памятники архитектуры, стадион Уэмбли, дворцы и… канализация.

Да-да, именно лондонская канализация является не только достопримечательностью города, но и входит в список семи чудес индустриального мира. Безусловно, проблема очистки и уничтожения зловонных стоков всегда являлась актуальной не только для лондонцев, но и для жителей любого крупного города. Однако в начале 19-го века непродуманная система сточных вод обернулась для жителей столицы Туманного Альбиона настоящей катастрофой.

Лондонская система канализации

Еще с 1500-х годов население Лондона начало стремительно расти. Большинство жителей из провинций перебирались в крупный город, где существовали возможности довольно таки быстро обогатиться или, по крайней мере, вести достойную безбедную жизнь. Кроме постоянно растущего населения, в город привозили огромное количество лошадей, которые являлись основным средством передвижения в те далекие времена. Система канализации, которая очищала бы город от нечистот, стала жизненно необходимой.

История Великого смрада

В 14-м веке основным источником питьевой воды, естественно, служили воды величественной Темзы. Лондонцы, которые не привыкли экономить и считались среди соседей зажиточными, заказывали себе привоз воды у гильдии водовозов или даже подводили к собственному дому трубы. Уже в 1582 году господином Морисом было принято решение построить водяное колесо, которое закачивало воду из реки. Шли года, технологический прогресс шагал семимильными шагами, и конструкция со временем совершенствовалась. Кроме этого, видя, какую выгоду дает насос, предприимчивые жители Лондона успели к 19-му веку построить еще несколько таких сооружений. Вода подавалась в дома, лондонцы строили под домами выгребные ямы и пользовались туалетами. С таким количеством нечистот уже было попросту не справиться. Справедливости ради стоит отметить, что стоки раньше сбрасывали в Темзу, но их количество было настолько мало, что река за короткий промежуток времени растворяла их и уносила подальше от города. Но в 1815 году ситуация стала просто-таки критической: появились смывные туалеты, чистить выгребные ямы уже никто не успевал, и властями было принято одно из самых «глупых» и «непродуманных» решений, как говорят историки, направить все сточные воды прямо в Темзу.

Можно только представить себе, что произошло с рекой, в которую хлынула канализация сразу из 200 000 туалетов, боен, скотных дворов и конюшен. При этом следует учитывать, что большинство туалетов использовали сразу целые кварталы, в основном бедные. То есть, на целый квартал или улицу приходился всего один туалет. Нечистоты бурным потоком понеслись в Темзу, в реку, из которой многие горожане брали воду для питья и стирки белья. По Темзе, да впрочем, и по всему Лондону, разнесся ужасающий смрад. Власти уже не видели выхода и срочно издали указ, запрещавший сбрасывать в Темзу канализационные стоки. Правда, этот указ уже ни кем серьезно не воспринимался, выгребные ямы постоянно переполнялись, по улице невозможно было пройти из-за обилия конского навоза. Его смывали грязной водой, которая возвращалась в многострадальную Темзу.

Всем хорошо известный талантливый ученый Марк Фарадей в 1855 году написал статью в газету «Таймс», которую читал, да и сейчас читает, каждый уважающий себя житель столицы. В ней он говорил: «Плывя по Темзе, мне все время казалось, что мы плывем прямо по канализации, смрад от воды шел удушающий, все водное пространство вокруг корабля заполонили нечистоты. Вода была настолько мутной, что ее даже на несколько сантиметров не «пробивал» солнечный свет». Темза вышла из берегов, и после отлива воды, из некогда величественной реки, все нечистоты остались на берегу. Наверное, сама природа решила наказать жителей огромного города за их безответственное отношение к окружающей среде. Лето 1855 года вошло в историю, как время Великого смрада. Естественно, такое количество нечистот поспособствовало вспышкам эпидемий холеры и тифа. Многие лондонцы от болезней умирали прямо на улицах столицы. Количество жертв Великого смрада невозможно было подсчитать, так как трупы хоронили за чертой города в общих могилах, чтобы хоть как-то сдержать эпидемии. Из Лондона началось массовое бегство. Бежали все: бедняки, зажиточные горожане и, даже, представители власти.

Строительство лондонской системы канализации

Бороться со смрадом стало уже невозможно и те, кто все же решил остаться в Палате лордов, приняли решение о строительстве в городе надежной системы канализации. Слишком долго утверждать его не пришлось: решение было узаконено всего за 18 дней. Построить систему лондонской канализации, было доверено Джозефу Базалгетти. Этот талантливый инженер сумел за довольно таки короткий промежуток времени построить канализацию, которая стала не только надежно отводить от столицы Великобритании сточные воды по двум огромным туннелям, но и стала своеобразной достопримечательностью Лондона, одним из семи чудес индустриального мира. Официальный ее запуск состоялся 4 апреля 1865 года. Это было одним из самых значимых событий того времени, поэтому при запуске новой системы канализации лично присутствовал сам принц (!) Уэльский. Со смрадом удалось справиться не сразу, понадобилось еще долгих пять лет, чтобы зловоние стало лишь частью (пусть и неприятной), но, все же, истории.

По двум туннелям, каждый из которых выложен кирпичной кладкой, да еще и с соблюдением стиля, присущего викторианской эпохе, нечистоты и сточные воды направляются теперь к двум очистительным станциям: в Пламстеде и в Бектоне. Эта система поражает своей простотой, но, несмотря на такую незатейливую конструкцию, лондонская система канализации уже функционирует без сбоев вот уже совсем скоро 150 лет. В самом начале туннелей их высота составляет примерно 1 метр и 25 сантиметров, но по мере того, как бурные потоки нечистот увеличиваются в объеме, становится больше и диаметр туннелей. Например, в восточной части Лондона высота потолка туннеля составляет три с половиной метра, что не дает даже самым мощным потокам вырваться наружу.

Увы, а может и к счастью, лондонская канализация недоступна для осмотра. Даже опытных диггеров не пускают в туннели. Связано это с тем, что в системе отсутствуют специальные возвышения и вероятность упасть в загрязненные потоки здесь очень велика. К слову, канализация столицы Франции Парижа, доступна для посещения туристами. В Лондоне узнать о канализации и борьбе горожан за свою жизнь и чистоту Темзы можно только у очистительных сооружений, которые по замыслу архитекторов построены в виде католических соборов. С чем связано такое решение, доподлинно неизвестно. Хотя историки практически едины во мнении: это своеобразная дань Богу, который пролил на Лондон в начале строительства канализационной системы сильные дожди. Это природное явление хоть немного очистило на время Темзу и Лондон от нечистот и приостановило высокую смертность.

Канализация Лондона – это не просто индустриальное чудо света, это своеобразный памятник героизму людей, которые смогли спасти величественный город Европы. Кроме этого, история Великого смрада – это напоминание нашим потомкам о том, как безответственное отношение к окружающей среде, может за считанные годы стереть с лица планеты все человечество.


Отличные экскурсии по Лондону от Трипстера - Реклама


Добавить комментарий