Базилика Сан-Лоренцо: неразрывная связь с легендарным родом Медичи
Отправляясь в путешествие во Флоренцию, каждому туристу будет интересно узнать, что именно здесь находится прах последней представительницы легендарного рода Медичи, которая после своей смерти завещала все свое состояние цветущему и великолепному итальянскому городу.
Краткое описание базилики Сан-Лоренцо
Церковь Святого Лаврентия или базилика Сан Лоренцо расположена на одноименной площади Флоренции - Pizza San Lorenzo, в ней и покоится последняя из некогда властного и известного во всем мире рода Медичи Анна Мария Лудовика.
Вид Базилика Сан-Лоренцо со смотровой площадки на кафедральном соборе Дуомо-Санта Мария дель Фьоре
Несмотря на то, что высокопарные эпитеты «прекрасная», «величественная» не подходят для описания этого архитектурного сооружения, которое, к тому же, находится не в самом красивом месте Флоренции, базилику Сан-Лоренцо, построенную в стиле Ренессанса, ежегодно посещают десятки тысяч туристов со всех уголков нашей планеты. Фамильная базилика Сан-Лоренцо действительно заслуживает особого внимания, так как является одной из самых древнейших церквей Флоренции, дата основания которой своими корнями уходит в 393-й год нашего столетия.
Базилика Сан-Лоренцо: история
Как уже было сказано выше, церковь Сан-Лоренцо была построена в 393-м году по приказу миланского архиепископа Святого Амброджио в честь святого Лаврентия и первого флорентийского архиепископа Святого Зиновия. Мощи Святого Зиновия на протяжении трех столетий с IV по VII века находились в стенах базилики, и именно тогда Сан-Лоренцо являлась Кафедральным собором Флоренции. В XI веке произошла первая значительная реконструкция здания: построенная в стиле Ренессанса церковь, в 1059-м году была обновлена в романском стиле.
Вид на фасад базилики Сан-Лоренцо
В 1418-м году несколько состоятельных горожан Флоренции, в числе которых был первый из рода Медичи Джованни де Биггиде Медичи, решают вложить свои деньги в строительство новой церкви. Стоит заметить, что самое значительное финансовое вложение было сделано именно Джованни Медичи, который хотел таким образом закрепить за собой высокий статус и войти в высшие слои общества.
Первым автором нового проекта базилики Сан-Лоренцо стал известнейший итальянский архитектор Филиппо Брунеллески. Спроектировав Старую Ризницу, которая должна была примыкать к уже существующей церкви, Филиппо Брунеллески чуть позже занимается разработкой всего комплекса. Однако смерть Джованни де Медичи в 1429-м году не позволила закончить едва начавшееся строительство. После его похорон работы по возобновлению Сан-Лоренцо были продолжены лишь в 1441-м году под руководством Козимо Медичи, который на должность архитектора приглашает нового специалиста Микелоццо де Бартоломео. Козимо де Медичи, более известный в истории, как Козимо Старший, был захоронен в подземной крипте Сан-Лоренцо, под ее центральным алтарем. Именно с тех пор базилика Святого Лаврентия становится местом погребения всех членов этого флорентийского семейства.
Интересен тот факт, что фасад церкви Сан-Лоренцо так и не был реконструирован, впрочем, и по сей день он остается незавершенным. Как утверждают историки, причиной незаконченных строительных работ стало разногласие между римским папой Львом X Медичи и Микеланджело. По задумке Микеланджело фасад церкви должен был быть облицован каррарским мрамором, который добывали в горах Средней Италии, тогда как Лев Х был не согласен с выбором известного итальянского художника, архитектора, скульптора, и хотел украсить фасад базилики камнем из каменоломен Пьетрасанты.
В то же время папа Лев Х Медичи заказывает Микеланджело разработку проекта Новой Ризницы или Капеллы, в которой он хотел захоронить тела представителей семейства Медичи, умерших в молодом возрасте: Лоренцо ди Пьеро и Джулиано де Медичи. Эта работа считается одной из самых важных и воплощенных в жизнь проектов мастера. Если ранее в капелле было принято размещать гробницы и надгробные статуи в центре помещения, то Микеланджело решил нарушить эти законы, совершив, таким образом, переворот в архитектуре: он расставил скульптурные композиции вдоль стен.
Вид Капелла Принцев c улицы
Кроме этого Микеланджело стал автором проекта под названием Библиотеки Медичи, которая в конце XX столетия была преобразована в Музей капелл Медичи. Надгробные скульптурные композиции, созданные знаменитым художником, привлекают к этому месту многочисленных туристов. А кроме этого, сюда постоянно приезжают студенты художественных Академий, которые учатся на примерах шедевров Брунеллески и Микеланджело.
Церковь Сан-Лоренцо: наши дни
Несмотря на внешнюю непривлекательность базилики Сан-Лоренцо, каждый турист, оказавшись в храме, может познакомиться с многочисленными шедеврами, которые являются не только украшениями внутреннего убранства церкви, но и признаны настоящими произведениями искусства. Среди них необходимо отметить работы великого мастера Донателло: две бронзовые кафедры, датируемые 1460-м годом, и саркофаг семьи Мартелли.
Вид базилики Сан-Лоренцо с запада
Внутренний интерьер Старой Ризницы поражает великолепными медальонами, барельефами, люнетами, выполненными великим Донателло. В ней также находится саркофаг Пьеро и Джованни де Медичи, выполненные Верроккьо. Купол Старой Ризницы украшает уникальная фреска с изображением солнца и звезд на небе, известных на тот момент.
Новая Ризница, автором проекта которой, как уже было сказано выше, стал Микеланджело, хранит в своих стенах монументальные гробницы двух герцогов, украшенные аллегорическими скульптурами самих господ, восседающих на троне и аллегорические скульптуры времени: День, Ночь, Сумерки и Заря. В центре часовни находится скульптурная композиция «Мадонна с младенцем», с обеих сторон которой расположены статуи Святого Косма и Святого Дамиана. Автором последних работ являются ученики Микеланджело.
Интерьер базилики Сан-Лоренцо
Капелла Принцев, представляющая собой восьмиугольное помещение, и имеющая второй по величине купол во Флоренции (уступая лишь куполу церкви Дуомо), поражает путешественников уникальными мраморными украшениями и фресками с изображением гербов городов Тосканского Герцогства. В свое время Медичи хотели расположить в капелле частицу Гроба Господня, однако эта идея по определенным причинам так и не была воплощена в жизнь.
Внутренний интерьер базилики Сан-Лоренцо завораживает взгляды туристов своим количеством колонн, разных в диаметре и лишенных любых украшений. Принято считать, что колоннада церкви является работой мастера Васаллето. Привлекает внимание и великолепный напольный узор, который чем-то напоминает красивейший ковер, с кажущимися бесконечными рисунками церковной тематики.
Базилика Сан-Лоренцо принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника. Войти в церковь можно бесплатно лишь в воскресенье, когда в храме служится месса. В остальные дни вход платный: цена билета составляет 3,5 евро.
← ФЛОРЕНЦИЯ | ИТАЛИЯ | ЕВРОПА → |