Церковь Иоанна Златоуста – знаменитый изразцовый наличник
Златоустьинский храм считается совершенным и гармоничным памятником древнего ярославского зодчества. Наибольшее впечатление изысканные силуэты этой церкви оставляют, если смотреть на нее с востока - с волжской стороны. Долгое время они служили для зодчих источником вдохновения и стали образцами, по которым построены многие российские храмы. Особенно красив многоцветный керамический наличник на алтаре. И не удивительно, что он стал одной из визитных карточек старинного Ярославля.
История церкви Иоанна Златоуста в Ярославле
В XVII века в городе возвели сразу два каменных храма, освященных в честь Иоанна Златоуста. Одну церковь построили в кремле, возле Успенского собора. Но, к сожалению, ее снесли в 30-годы прошлого века, во время борьбы советской власти с религией. Так что увидеть этот архитектурный памятник сегодня можно только на старых фотографиях.
Другой Златоустьинский храм – летнюю церковь построили в бывшей Доиловой слободе, которую позже стали называть Коровниками. На это пошли деньги, выделенные богатыми ярославцами Федором и Иваном Неждановскими. На строительство затратили 5 лет, и в 1654 году новую церковь освятили. Позже оба ктитора (благотворителя) и члены их семей были погребены в ее южном приделе.
Сохранились сведения, что вскоре после постройки храм сыграл в жизни Ярославля большую роль. После ужасного пожара 1658 года мощи святого князя Федора Константиновича Черного, небесного покровителя города, а также его сыновей Давида и Константина из сгоревшей Спасской обители перенесли в Златоустьинский храм. И какое-то время они хранились в этой церкви.
Прошло чуть более четверти века с момента строительства и новое поколение ярославских зодчих взялось за кардинальную переделку церкви. Чтобы храм был лучше освещен, в его основном объеме прорубили высокие оконные проемы и украсили их нарядными наличниками. По углам здания строители сделали изящные пучки полуколонок с цветными изразцовыми вставками. Подзакомарное покрытие заменили на более практичную плоскую четырехскатную кровлю. А чтобы еще более подчеркнуть изящные линии храма, к нему пристроили декоративные крыльца, также украшенные орнаментом из цветных изразцов и белокаменными резными гирьками на входных арках.
Во время этой реконструкции заложили кирпичом приземистые галереи. Здесь ярославские мастера проявили большую фантазию и старательность. Заложенные проемы они декорировали пышными кирпичными наличниками, узоры которых нигде не повторяются, а церковные фасады украсили многоцветной палитрой изразцовых вставок. Качество и красота фигурной кладки говорит о высоком мастерстве работавших в это время каменщиков. Эта переделка придала церкви нарядный и праздничный вид, сделав ее одним из самых красивых храмов не только в городе, но и в России.
Общий вид церкви Иоанна Златоуста
Долгое время прихожане не могли собрать нужные средства, чтобы украсить церковь изнутри. Поэтому росписью стен занялись только в 1732-1733 годах силами знаменитого ярославского знаменщика, то есть мастера высокой квалификации, Алексея Соплякова вместе с артелью местных иконописцев. Хотя эту роспись делали во времена, когда в России в самом расцвете был стиль барокко, ярославцы выполнили более 500 сюжетных клейм в старых иконописных традициях.
В живописных работах, созданных Сопляковым, искусствоведы отмечают особую просветленную световую гамму, с почти акварельными полутонами, а также безупречную композицию. Известно, что в 1863 году храмовую роспись подновляли в клеевой технике. А в 60-е годы прошлого века настенную живопись реставрировала бригада ярославских мастеров, под руководством В.И. Васина.
Вид церкви Иоанна Златоуста со стороны Волги
В конце XIX – начале XX века при церкви открыли церковно-приходскую школу, попечительство и библиотеку с читальней. Редкие работы известного российского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанные им в 1911 году, донесли до нас облик церкви Иоанна Златоуста в начале XX века. На цветных фотографиях храм предстает с побеленными стенами, на которых контрастно выступают красно-кирпичные декоративные элементы и цветные изразцы. Настоящая сказка в камне!
Церковь закрыли в 1935 году, и начали использовать ее помещения под склады. К большому сожалению, после нескольких лет хранения внутри храма соли, некоторые фрески на его стенах были безвозвратно утрачены. В 1992 году церковь передали в ведение Русской Старообрядческой Церкви, которая и занялась ее реставрацией.
Купола церкви Иоанна Златоуста
Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Златоуста
Особая архитектура Златоустьинской церкви – это прямое свидетельство проведенной патриархом Никоном церковной реформы, которая жестко регламентировала каноны храмовых построек. Четырехстолпная пятиглавая церковь окружена традиционными приделами и трехсторонней одноэтажной галереей, но не имеет подклета. Храм Иоанна Златоуста стал первым ярославским культовым зданием, построенным без традиционного первого этажа, и это положило начало новой архитектурной традиции. Новаторством было также вынесение зимнего, теплого придела и колокольни в отдельно стоящие здания. Благодаря такому решению, композиция церкви стала строго симметричной.
Чтобы компенсировать относительно невысокий размер четверика, лишенного подклета, зодчие сделали у этой церкви мощное выразительное пятиглавие, устремленное к небу. Размер центрального барабана и установленной на нем главы до начала креста даже превышает высоту основания храма.
Керамический наличник церкви Иоанна Златоуста
Внешне церковь напоминает шлем или кокошник, типичные для древнерусской архитектуры. А строгие пропорции придают ей цельность и основательность. Строители явно рассчитывали, что на путешественников, проплывающих мимо храма на судах по Волге, он будет производить сильное впечатление. И они не ошиблись!
За свою историю храм претерпел множество переделок. Первоначально галерея вокруг него была открытой, но потом ее проемы заложили кирпичом. В кладке хорошо различимы мощные столбы прежней аркады. С восточной стороны галерея заканчивается симметричными приделами с шатровыми завершениями.
Архитектурные изыски церкви Иоанна Златоуста
На первый взгляд создается впечатление, что церковный фасад декорирован мало. Однако, издалека, со стороны реки на нем хорошо заметны все сделанные из кирпича детали карниза, цоколя, граненых полуколонок и оконных наличников на боковых алтарных абсидах – прекрасные образцы русского «узорочья». Шатровые приделы, посвященные Зачатию Иоанна Предтечи и святой равноапостольной княгине Ольге, украшены также скромно и одновременно очень изящно – рядами небольших по размеру кокошников.
Но самым замечательным элементом декора Златоустьинского храма является удивительный по красоте наличник на окне центральной алтарной абсиды, выполненный из многоцветной поливной керамики. Известно, что сделан он был спустя сорок лет после постройки церкви. Наличник имеет внушительные размеры – 8 на 5 м и считается всеми искусствоведами непревзойденным шедевром. Такое чуда нет нигде больше в России!
Цветные изразцы стали настоящей визитной карточкой ярославского зодчества XVII века. Их делали по сложной технологии из специальной красной глины на деревянных колодках, а затем обжигали. Изразцы покрывали пятицветной глазурью и использовали в них традиционные орнаменты и сюжеты – стилизованные цветы и листья, образы единорога, птицы Сирин, соловья и грифона.
Внутри храма сохранился уникальный резной иконостас, сделанный ярославскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Специалисты считают его настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства. Пятиярусный иконостас украшен затейливыми барочными орнаментами в виде виноградных лоз и гирлянд из цветков. А на Царских вратах воспроизведена резная композиция, имитирующая цветущий подсолнечник. Большинство образов для этого иконостаса написаны в то же время – в XVII и XVIII веках. А часть икон создана талантливым изографом Семеном Холмогорцем. Самые ценные из них бережно хранятся в коллекциях Ярославского музея-заповедника.
Современное состояние и режим посещения церкви Иоанна Златоуста в Ярославле
Сейчас церковь используется для проведения старообрядческих богослужений, и одновременно в ней ведутся реставрационные работы. Внутрь храма, особенно простым туристам, попасть не просто.
Как добраться до церкви Иоанна Златоуста
Церковь расположена в Ярославле на Портовой набережной, 2, рядом с берегом Волги.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Не доезжая до моста через реку Коротосль, с него нужно повернуть направо – на Малую Пролетарскую улицу. По ней, а также по улицам Мельничной и Златоустьинской через 1,7 км можно выехать к храму.
Слева направо: церковь Владимирской иконы Божией Матери и церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Благовещенской церкви составляет 2,7 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.
← РОССИЯ | ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
ЦЕРКВИ И СОБОРЫ ЯРОСЛАВЛЯ | ЯРОСЛАВЛЬ |
Отличные экскурсии по Ярославлю от Трипстер - Реклама
Бронирование отелей в Ярославле от Яндекс Путешествия - Реклама