Церкви и соборы Ярославля – главное украшение города
Ярославль был основан на пересечении торговых путей, поэтому не удивительно, что местные князья и купцы строили много христианских храмов. Памятники церковного зодчества – одни из главных достопримечательностей древнего русского города. Чтобы посмотреть на них, туристы съезжаются в Ярославль со всей России.
Почему в городе Ярославль много церквей?
Люди стали селиться возле места слияния Волги и Которосли со времен неолита – V-III тысячелетия до нашей эры. Один из старейших русских городов был основан Ярославом Мудрым в начале XI века, когда князь правил Ростовскими землями. С этого времени в Ярославле начали возводить православные храмы.
Успенский собор с высоты птичьего полёта
Поначалу все церкви были деревянными. Первые каменные постройки появились незадолго до нашествия татаро-монголов, благодаря князю Константину Всеволодовичу. В отличие от своего отца – Всеволода Большое Гнездо, Константин использовал не белый камень, а кирпич, и отделывал постройки белокаменным декором.
Одним из первых каменный храмов стал городской собор (1219 год). Строительство шло так скоро, что вскоре в Ярославле было больше каменных зданий, чем в столице княжества – Ростове.
Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе
Ярославль располагался на перекрестке древних торговых путей. Через него возили товары по Волге и сухопутными путями. Могущество ярославских князей росло, город богател и обзавелся просторным торговым посадом и слободами. Купцы наживали большие состояния, а ярославские ремесленники были хорошо известны не только в разных уголках страны. Работы местных мастеров охотно покупали и в Европе.
К XVII веку волжский город стал одним из самых богатых в России. Не только князья, но и состоятельные купцы соревновались друг с другом и заказывали у лучших архитекторов все новые и новые церкви. До революции 1917 года в Ярославле было около 100 храмов.
Церковь Ильи Пророка
С приходом советской власти многие из них были уничтожены, переделаны под хозяйственные нужды или жилье. С 1990-х годов ситуация изменилась. Старинные храмы стали реставрировать и возвращать верующим. Взамен утраченных появились новые. Сегодня в Ярославле около 40 православных церквей и соборов.
Храмы Рубленого и Земляного города
Древнейшая часть Ярославля напоминает острие копья и находится на Стрелке между Волгой и рекой Которосль. В старину ее называли «Малым городом». Берега обеих рек на Стрелке крутые и удобны для постройки оборонительных укреплений. С севера первое поселение защищал глубокий Медведицкий овраг.
Церковь Михаила Архангела
По периметру Рубленый город был совсем небольшим – около 1 км. Древний кремль состоял из деревянных стен – прясел и 12 башен. Внутри находились дом воеводы, палаты, где жил архиерей, княжеские палаты и Успенский собор.
Еще в домонгольские времена Ярославль разросся, вышел за Стрелку, и образовался просторный Земляной город. Застройка и заселение посада проходили за счет многочисленных приезжих – торговцев, ремесленников и крестьян. При Екатерине II был утвержден новый план, и Земляной город стал выполнять роль исторического центра Ярославля.
Церковь Спаса на Городу
С конца XVII века самую древнюю часть города украшает каменная церковь Николы Рубленого – один из первых ярославских храмов трапезного типа. На территории, которую некогда окружали земляные валы, сохранились великолепная церковь Ильи Пророка, один из двух пятиглавых храмов XVII века – церковь Михаила Архангела, красивейшая церковь Спаса на Городу и краснокирпичная церковь Сретения Господня. В центре можно увидеть и два посадских храма XVII столетия – церковь Николы Надеина и церковь Рождества Христова.
Церкви Старого города
Ярославль быстро оправился от последствий Смутного времени, поэтому XVII век стал золотым для русского города. Он быстро развивался, как ремесленный и торговый центр, и по обороту товаров уступал только Москве и Казани.
Церковь Николы Надеина
Росло влияние купечества, торговые люди богатели и набирали вес в обществе. В их руках находилась торговля между Востоком и Западом. В городе работало около тридцати иностранных купеческих контор. Во второй половине XVII века в посадах жили 1200 ремесленников. Они занимались кузнечным делом, ловили рыбу, делали изделия из глины, изготавливали шерстяные и льняные ткани.
Только за один XVII век в Ярославле было построено три монастыря, 35 каменных и 13 деревянных церквей. Сформировался особый ярославский стиль зодчества. Для отделки церквей ярославцы стали использовать фигурные кирпичи и красивые полихромные изразцы. Местные мастера достигли таких высот, что их охотно приглашали для возведения храмов в другие города России.
Вид на Тихвинскую церковь (на переднем плане) и храм Николы Мокрого
До наших дней в Старом городе сохранилось несколько храмов и архитектурных ансамблей. Это белая и красная церкви Благовещенского прихода, прекрасный пример елизаветинского барокко – Вознесенско-Сретенский приход в Ловецкой слободе.
Чтобы увидеть уникальную настенную живопись, туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, приезжают в старинный храм Николы Мокрого. Фрески на его стенах выполнены лучшими ярославскими изографами XVII века.
Церковь Богоявления
Тихвинская церковь привлекает любителей русского зодчества поливной многоцветной керамикой, а церковь Богоявления – роскошными полихромными изразцами и старыми настенными росписями.
Необычным памятником победы русского оружия на Куликовом поле стали парные храмы Дмитровского прихода. В старину возле этих церквей существовало кладбище, на котором хоронили всех, кто погиб во время военных походов. Главное богатство церкви Дмитрия Солунского – настенные фрески конца XVII века.
Общий вид на Дмитровский приход
Несколько веков назад на окраине Ярославля находится погост, на котором погребали городских бродяг и безымянных странников. Во второй половине XVII века на Божедомке построили каменную Владимирскую церковь. Сегодня это редкий памятник русской архитектуры, потому что в нашей стране сохранилось очень мало трехшатровых храмов.
Духовная жизнь Закоторослья
Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке
Ярославцы селились не только на левом берегу Которосли. Постепенно, на низинном правобережье образовались отдельные слободы, и были построены новые храмы. Больше других в Закоторослье известна церковь Иоанна Предтечи. Красивейшее краснокирпичное здание с ярко-зелеными главками похоже на узорчатую шкатулку. Внутри можно увидеть более 500 настенных библейских картин.
Возле устья Которосли, на правом берегу раскинулась старинная Коровницкая слобода. Туристы и паломники приезжают сюда, чтобы посмотреть на ансамбль из двух храмов и стройную колокольню высотой 37 м, которую горожане называют «ярославской свечой». Церковь Иоанна Златоуста особенно хороша с восточной стороны. Многоцветный керамический наличник на ее алтаре стал одной из визитных карточек древнего города.
Церковь Иоанна Предтечи
На территории зеленого парка в Закоторослье возвышается бело-голубая Петропавловская церковь. Храм при полотняной фабрике эффектно отражается в водах большого пруда и кажется настоящим чудом.
Ярославские часовни
Издавна повелось, что в памятных местах на Руси ставили часовни. Как правило, небольшие храмы отмечали особые исторические события. Часовня Александра Невского появилась в центре города в конце XIX века. Она похожа на маленькую шатровую колокольню и посвящена спасению членов царской семьи во время крушения поезда.
Вид на храмовый комплекс в Коровницкой слободе
Казанская часовня на левом берегу Которосли – одна из новых достопримечательностей Ярославля. Ее поставили в 1997 году в честь подвига участников народного ополчения.
← РОССИЯ | ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
ЯРОСЛАВЛЬ |