Храмы и соборы Суздаля – гармония «парных» церквей
Город-заповедник в 26 км от Владимира невелик по размерам. Суздаль занимает площадь 15 квадратных километров, и здесь живет меньше 10 тысяч человек. Удивительно, но в маленьком провинциальном городке более 50 церквей. Мы расскажем о самых интересных храмах, звонницах и соборах Суздаля, которые считаются жемчужинами русского зодчества и настоящими хранителями истории России.
Суздальские рекордсмены
Если внимательно посмотреть на карту города, то становится понятно, что в старину строители обладали особым эстетическим вкусом. Почти все архитектурные памятники Суздаля стоят на приметных местах. Храмы построены на возвышенностях и берегах Каменки. Они отражаются в водах небольшой реки и выглядят очень живописно. Некоторые церкви расположены на территориях древних монастырей Суздаля, другие украшают торговую часть города – Посад, а третьи – возведены на окраинах, в слободах.
Собор Рождества Богородицы в Суздальском Кремле
Самый старый храм находится на территории Суздальского Кремля. Величественный собор Рождества Богородицы был построен в 1220-е годы на месте более древней церкви XII века. Вначале храм имел три главы, но в XV столетии собор стал пятиглавым. Сегодня это действующая церковь и музей. Внутри можно увидеть знаменитые Златые врата и великолепные росписи.
Какая суздальская церковь самая высокая? Небольшой город имеет малоэтажную застройку, поэтому Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря видно издалека. Трехъярусная башня поднимается на высоту 72 м и является самым высоким церковным зданием города. Со старинной колокольни открывается отличная панорама улиц, куполов суздальских храмов, живописной долины реки Каменки и зеленых окраин Суздаля.
Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря
Храмы и соборы на территории Посада
В центре города раскинулась вторая по значению после Кремля часть Суздаля – торгово-ремесленный Посад. На посадских улицах жило «третье сословье» - купцы, мастера и ремесленники. Уникальный церковный ансамбль Посада сложился 3-4 века назад, благодаря разбогатевшим суздальским торговцам.
Вид на церковь Воскресения на торгу (слева) и Казанский храм (справа)
В сердце Посада находится Торговая площадь. Раньше сюда привозили товары из Владимира, Ростова и Нижнего Новгорода. Старинное торжище украшают два архитектурных памятника – белоснежная одноглавая церковь Воскресения на Торгу и строгий Казанский храм.
Эти церкви очень гармонично смотрятся рядом друг с другом и представляют пример так называемых «парных» храмов. Раньше на торговом месте стояли деревянные церкви, но в 1719 году в Суздале случился сильный пожар.
Вид Кресто-Никольской церкви
Разбушевавшееся пламя уничтожило центр города, и все постройки из дерева сгорели дотла. После пожара на пустыре появились два каменных храма – «летний» и «зимний», поэтому горожане могли приходить на церковные службы в любое время года.
Возле северной части торговых рядов в 1770 году была построена Кресто-Никольская церковь. Ее архитектура примечательна тем, что с разных сторон храм выглядит по-разному.
Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
С южной части старого торжища, возле оборонительных укреплений Кремля, красуется небольшая одноглавая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Храмовые ансамбли в историческом центре
Вид на Пятницкую церковь (слева) и Входо-Иерусалимскую церковь (справа)
С западной стороны от Торговых рядов, на высоком берегу Каменки можно увидеть другие «парные» храмы – Входо-Иерусалимскую церковь и Пятницкую церковь. В старину между Торговой площадью и оборонительными укреплениями Кремля стояли три деревянных здания. В начале XVIII века обветшавшие церкви разобрали и заменили на каменные.
Первый храм возвели в 1707 году, а второй – в 1772 году. Примечательно, что более позднюю церковь вначале освятили в честь Николая Чудотворца. Однако суздальцы так любили свой деревянный храм Параскевы Пятницы, что продолжали называть новый храм Пятницким.
Вид на Антипиевскую церковь (слева) и Лазаревскую церковь (справа)
Еще один «парный» ансамбль находится на Старой улице, между Ризоположенским монастырем и Торговыми рядами. Лазаревский храм был построен в 1667 году и сегодня является самой старой церковью Посада.
Это необычный пример суздальского зодчества. Впервые строители возвели в городе пятиглавый храм, а в декоре его карнизов использовали поливные изразцы. Ажурные световые барабаны, фигурные наличники и аккуратные кокошники этого храма настолько хороши, что от него трудно отвести взгляд!
Вид на Цареконстантиновский храм
Рядом можно увидеть теплую Антипьевскую церковь. Ее построили позже – в 1745 году и посвятили епископу и священномученику Антипу, который жил в I веке нашей эры, когда Римом правил император Нерон. Как и все зимние храмы города, Антипьевская церковь имеет простую конструкцию и небольшой размер. Благодаря нарядной разноцветной колокольне, архитектурный ансамбль двух суздальских храмов – самый узнаваемый в городе.
В нескольких шагах друг от друга стоят Цареконстантиновский храм и Скорбященская церковь Суздаля. Они находятся рядом со сквером, где горит Вечный огонь. В старину здесь пролегал гужевой Нижегородский тракт, который связывал Суздаль и Поволжье. Деревянный храм в честь царя Константина был построен в начале XVII века. Спустя почти 100 лет его заменили на каменный.
Вид на Скорбященскую церковь
В конце XVIII века рядом появилась зимняя церковь, посвященная иконе «Всех скорбящих радость». Великолепный белый храм состоит из разновысоких клетей, трапезной и типичной для Суздаля колокольни-дудки. В его отделке использовано изящное кирпичное узорочье и цветные изразцы.
Храмы и соборы, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря, на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь.
Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.
Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку.
Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.
← РОССИЯ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
СУЗДАЛЬ |
Отличные экскурсии по Суздалю от Трипстер - Реклама
Бронирование отелей в Суздале от Яндекс Путешествия - Реклама