Инструменты доступности

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов - сокровищница на колесах

Частная коллекция, созданная семьей Ломаковых, давно превратилась в один из самых известных музеев Москвы. В России немного мест, где можно увидеть хорошо отреставрированную раритетную технику. Вот почему день за днем в просторный ангар автомузея спешат москвичи, приезжие, коллекционеры и группы школьников.

Как был создан музей

Любая коллекция рождается, благодаря энтузиастам, которые с увлечением изучают и собирают редкие и старинные предметы. Когда экспонатов становится много, они обустраивают свои экспонаты, чтобы на них могло посмотреть как можно больше людей.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

Броневик перед Ломаковским музеем


В числе заядлых собирателей оказались и Ломаковы. Все началось в 1959 году, когда глава семейства Александр Алексеевич отреставрировал старый и необычный автомобиль. Это был изящный «Роллс-Ройс», на котором возили Ленина, а еще раньше – родного брата русского царя Михаила Романова.

В 1987 году 22-летний сын реставратора Дмитрий Александрович начал собирать частную автоколлекцию. Для широкой публики необычную экспозицию открыли в 1991 году. Позже музею выделили 1 га земли, и Ломаков-младший построил специальное помещение. Сегодня вместе с директором здесь работают четыре сотрудника.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

В Ломаковском музее


Коллекции

Сколько в автомузее хранится техники? Примерно 130 экземпляров. Большинство из них на ходу. Для посетителей выставлено 50 отреставрированных единиц. Остальные стоят в запасниках или находятся на восстановлении.

В числе главных раритетов - автомобиль «Пежо» начала прошлого века, брошенный в Архангельске интервентами в 1918 году. Другая гордость музея - элегантная «Чайка», которую Л. И. Брежнев вручил в качестве подарка главе Русской Православной Церкви Пимену. До этого времени патриарха возили на «ниссане». Увидев это, генеральный секретарь Коммунистической партии распорядился изготовить для него персональную представительную «Чайку».

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

Фрагмент экспозиции Ломаковского музея


К именитым машинам относят стильный «Хорьх-853». По легенде он принадлежал Герману Герингу, а позже - маршалу Рокоссовскому. Еще один экспонат, который привлекает внимание всех посетителей – это «Мерседес-Бенц-540 К». На нем разъезжал министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс.

Одной из жемчужин ломаковской коллекции называют «Ситроен-7 ЦВ», получивший награду Гран-при за участие в ралли «Париж-Москва». Этот автомобиль был подарен Советскому правительству Францией, а вручал его генеральный конструктор «Ситроена» Франсуа Леко. К редким автомобилям относят боевой экземпляр ЗИС-6 «Катюшу», а также «БМВ-303» и «БМВ-328» 1930-х годов. Есть в ангаре и настоящая диковинка - мощный «ЗИС-110». Сталин презентовал его Патриарху Алексию I за ту помощь, которую в непростые военные годы Церковь оказала Советскому государству.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

ГАЗ - М1, годы производства: 1939 - 1942 (г. Горький, СССР) в Ломаковском музее


Какие еще марки машин представлены в коллекции? «ФИАТ», «Студебеккер», «Ариэль», «Штейер», различные модели «БМВ», довоенный ГАЗ-АА «Полуторка», «НСУ», «НАГ», «ПМЗ», «Додж», «Аэро», «Адлер» и «ДКВ» («Дас Кляйне Вундер»). Из мотоциклов можно увидеть «Индиан», «Иж» и несколько экземпляров «Харлей-Дэвидсон».

Примечательно, что автомототехника из ломаковской коллекции снималась в 120 кинокартинах. Самые известные из них «Мы из джаза!» и «Операция «Ы»». Кроме того, в музее выставлены два мерседеса, которые были героями популярного советского сериала «Семнадцать мгновений весны».

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

Opel Kapitan, годы производства: 1939 - 1970 (Германия) в Ломаковском музее


Детали редких машин

Время берет свое, и не все старинные автомобили удается сохранить целиком. Однако, заядлые коллекционеры уверены, что даже части раритетной техники представляют большой интерес. По этой причине в музее можно увидеть многочисленные рули, элементы подвесок, двигатели и кузовные детали.

Что здесь самое редкое? Один из самых уникальных музейных экспонатов - переднее сиденье от «ЗИЛ-115», который обслуживал Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Старая деталь имеет любопытную историю. Когда Горбачев занял кресло руководителя партии, ему показали два мощных бронированных автомобиля, оставшихся от прежних лидеров ЦК КПСС.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

ЗИС-5, годы производства: 1933 - 1958 (г. Москва, СССР) в Ломаковском музее


Михаил Сергеевич сказал, что не хочет ездить на устаревшей технике и заказал для себя новые машины. Переспрашивать у него не стали, и два автомобиля сразу же отправили на переплавку. Такое решение было принято несмотря на то, что каждый «ЗИЛ» стоил около миллиона долларов. До наших дней от былой роскоши дошло только обтянутое сафьяном сидение.

Какие еще раритеты хранятся в ангаре? Приборные доски и отдельные приборы, показывающие скорость, давление масла, напряжение электросети. В отдельном месте выставлены лампочки, которые сигнализируют об исправной работе различных систем.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

ЗИС-110, годы производства: 1945 - 1961 (г. Москва, СССР) в Ломаковском музее


Знатоки очень ценят приборы немецкого производства. В них все доведено до ума. Если приборная панель смонтирована на немецком предприятии, она исправно работает весь срок службы машины. Даже, когда автомобиль разваливается, приборы удается восстановить и привести в рабочее состояние. Немецкое качество до сих пор остается эталонным!

Особенно здорово выглядит оснащение мотоциклов «БМВ» послевоенной поры. В свое время они имели славу отличной техники для движения по дорогам с любым покрытием, в том числе и по бездорожью. Несмотря на то, что прошло уже больше полувека, приборы на этих мотоциклах выглядят просто великолепно!

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

СМЗ С-3А, годы производства: 1958 - 1970 (г. Серпухов, СССР) в Ломаковском музее


В истории музея сохранились случаи, когда редкие машины пытались спасти, но, к сожалению, это не удавалось сделать. Так в 1999 году на завод ЗИЛ привезли на утилизацию отличный автомобиль «ЗИЛ-115» из ГОНА - гаража особого назначения. Начальник экспериментального цеха не выдержал и позвонил самому Ломакову. Мол, так и так - мы машину спрятали, забросав ее тряпками. Напишите директору завода. Возможно, он разрешит не уничтожать ее, а передать на хранение.

Ломаков сразу же отправил письмо с просьбой передать редкий автомобиль в его музей. Поначалу коллекционер получил информацию, что директор ЗиЛа Носов не против. Но на деле оказалось, что он не разрешил «грабить завод» и распорядился срочно разрезать автомобиль на части. Так возможный экспонат превратился в обычную груду металлолома.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

Horch 853, 1935 (Германия) в Ломаковском музее


Масштабные модели старинных машин

Ни один из любителей автомотостарины не может пройти равнодушно мимо моделей, которые продают в магазинах. Ломаков – не исключение. Благодаря интересу коллекционера к такого рода технике, оформилась отдельная экспозиция. В ней выставлены миниатюрные макеты автомобилей советского, российского и зарубежного производства.

Старинные вещи, оружие и велосипеды

История техники - это история человечества, поэтому в залах музея представлено много необычных вещей. Это старинные телефоны, радиоприемники и репродукторы. Многие приходят сюда, чтобы посмотреть на историческое оружие - винтовки, пулеметы, автоматы, патроны и заряды времен Второй мировой войны.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

Антилопа в Ломаковском музее


Среди экспонатов старой техники выделяются отреставрированные велосипеды. В ангаре можно увидеть модели практически всех отечественных заводов. В основном – тяжелые, дорожные велосипеды с изогнутыми рулями и обычной цепной передачей. Они исправно служили для извоза весной, летом, осенью и иногда даже зимой. Правда, велосипедов немного. Большая их часть находится в запасниках или на реставрации.

Полезная информация для посетителей

Двери музея открыты в любой день с 11:00 до 19:00. Входный билет стоит 300 рублей, а льготный - 200 рублей (2018). На осмотр экспозиции стоит планировать час-полтора. Стоимость посещения ангара с гидом на 50 рублей дороже обычного билета.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

ГАЗ-21Р «Волга», годы производства: 1956 - 1970 (г. Горький, СССР) в Ломаковском музее


В музее запрещена видеосъемка. За возможность делать фотографии на свою камеру нужно заплатить 200 рублей. Кроме того, гостей просят уважать труд реставраторов и не прикасаться к экспонатам.

Для любителей автомотостарины открыта сувенирная лавка. В ней торгуют книгами по истории автомобилестроения, красочными календарями и коллекционными машинками.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Москве

ГАЗ М-20В «Победа», годы производства: 1946 - 1958 (г. Горький, СССР) в Ломаковском музее


Как добраться

Музей расположен рядом с крупным торговым центром «Москва». Чтобы попасть сюда, нужно доехать до станции метро «Люблино» и пройти около 400 м пешком. На Краснодарской улице, 58, возвышается большой белый ангар, на котором написано «АвтоМотоМузей».

Дополнительная информация
← РОССИЯ МОСКВА ЕВРОПА →
МУЗЕИ МОСКВЫ

Отличные экскурсии по Москве от Трипстер - Реклама


Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов на карте

Добавить комментарий