Эльблонгский канал — судоходный путь между стихиями земли и воды
Рядом с городом Эльблонгом, расположенном близ границы с Калининградской областью России, проходит Эльблонгский канал. Этот рукотворный водный путь является одним из самых протяжённых в Европе, его длина составляет 151 километр вместе с ответвлениями.
Краткое описание Эльблонгского канала
Эльблонгский канал связывает Илавско-Острудское поозерье с Вислинским заливом и Балтийским морем. Сооружение по праву считается чудом инженерной мысли не только из-за своей протяжённости, но и потому, что суда передвигаются по каналу как по воде, так и по суше.
Вид на Эльблонгский канал с высоты птичьего полёта
Чтобы преодолеть некоторые участки канала с большим перепадом в уровнях воды, была разработана система судоподъёмников, которые с лёгкостью перевозят пароходы из водоёма в водоём. Вся гидросистема исправно работает вот уже 150 лет.
Земли, на которых построен Эльблонгский канал, вошли в состав Польши сравнительно недавно — в 1945 году, по итогам Потсдамской конференции. У немцев возникала идея соединить озера Мазурского воеводства с Балтийским морем, но из-за перепада высот (до 100 м) было невозможно построить шлюзы. Автором оригинальной идеи стал прусский инженер Якоб Георг Штенке. Вдохновлённый канадскими конструкциями, где подъёмники заменяют шлюзы, Штенке предложил использовать энергию воды для транспортировки судов. Однако прусские власти не сразу оценили его проект.
Более 20 лет инженер ждал претворения в жизнь своих планов, и лишь в 1848 году немцы приступили к строительству канала. Штенке удалось заручиться поддержкой Фридриха Вильгельма I, используя тот аргумент, что гидросистема будет уникальной.
В 1852 году по каналу проплыл первый пароход, а в 1860 году были завершены строительные работы на прилегающих озёрах. По каналу немцы переправляли древесину из лесов Вармии в порт Эльблонга, а оттуда, через Вислинский залив товары транспортировались за границу.
Устройство Эльблонгского канала
На коротком участке канала (9,6 км) корабли поднимаются и опускаются на другой уровень воды не с помощью шлюзов, а на платформах с колёсами. Система из пяти телег (судоподъёмников) работает на воде. Подъёмники приводятся в движение рычагом, вращаемым силой падающей воды. Этот гидравлический механизм функционирует со времён постройки канала. Телеги поднимаются из воды и по рельсам доставляют суда наверх. На каждой телеге перепад высот достигает 25 метров.
Эльблонгский канал — туристический аттракцион Польши
Первые туристические рейсы по каналу начали организовывать незадолго до Первой мировой войны. Сегодня каждый турист имеет возможность переправиться из одного озера в другое по суше, любуясь окружающими пейзажами, лебедями и чайками.
Нижние участки канала проходят по озеру Дружно, поросшему белыми лилиями. Альтернативой круизу по каналу может стать не менее увлекательное путешествие на байдарках.
Речные трассы Польши оснащены специальными указателями, сообщающими о преградах и о ближайших местах ночлега. Непременно стоит сделать остановку в крохотном городке Эльблонг, где уютные кофейни соседствуют с готическими зданиями, костёлами и городскими укреплениями XIV века.
← ПОЛЬША | СЕМЬ ЧУДЕС ПОЛЬШИ | ЕВРОПА → |
Отличные экскурсии в Польше от Трипстера - Реклама