Мавзолей в Галикарнасе – уникальное творение лучших древнегреческих архитекторов
Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира. Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.
Почему же эту уникальную конструкцию назвали именно мавзолеем? Чтобы понять, откуда берет корни это название, следует окунуться в историю Карии, столицей которой был Галикарнас (ныне – турецкий Бодрум). В IV веке до н.э. в стольном граде Карии была возведена усыпальница для супружеской четы – самого правителя Карии Мавсола и его жены, носившей имя Артемисия. Поэтому со временем сооружение и получило такое название – мавзолей (от греч. слова Mausoleion).
Макет мавзолея в Галикарнасе в турецком парке «Миниатюрк»
Возведение усыпальницы было начато при жизни Мавсола, однако правитель так и не дождался окончания ее строительства – он умер. По некоторым историческим данным, процессом строительства продолжала руководить вдова Артемисия, которая действительно любила своего мужа и хотела таким способом увековечить его память. На основании этих великих чувств мавзолей в Галикарнасе впоследствии был признан памятником любви.
Однако мавзолей в Галикарнасе строился не только как усыпальница – Мавсол и Артемисия желали, чтобы он был одновременно и усыпальницей, и храмом. Для воплощения их задумок в реальность были приглашены именитые архитекторы Греции Пифей и Сатир и скульпторы Леохар, Тимофей, Скопас и Брикасид – лучшие мастера того времени. Их плодотворное сотрудничество окончилось смешением архитектурных стилей, однако оно не испортило мавзолей. Наоборот, сооружение получилось настолько необычным, что строений, подобных ему, греки еще не видели, поскольку это было соединение красивейших стилей того времени – дорического, коринфского и ионического.
Описание мавзолея в Галикарнасе
Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми. В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.
Усыпальницу-храм нельзя было назвать обычным сооружением, ведь на самом деле это был целый архитектурный комплекс солидных размеров, который имел свой собственный внутренний двор. В его центре и была установлена прямоугольная платформа из камня размером 19 х 11 м. А чтобы добраться до вершины мавзолея, нужно было проделать путь по широкой лестнице, охранниками которой были каменные львы.
Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых отражались сцены из легенд и сказаний древней Греции. Наружные стены мавзолея украшали скульптуры богов и богинь. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния стражей-воинов. В целом сооружение, именуемое и мавзолеем, и храмом, и усыпальницей одновременно, в высоту занимало 46 м (от самого его основания до вершины со скульптурой колесницы).
Судьба мавзолея, построенного в Галикарнасе
353 год до н.э. ознаменовался для Карии смертью Мавсола, труп которого кремировали. На тот момент строительство мавзолея еще не было завершено. Безутешная Артемисия, желающая поскорее соединиться с духом умершего супруга, выпила странную смесь, приготовленную из праха Мавсола, воды и ароматических веществ. Но смерть после употребления такого напитка к ней не пришла – Артемисия прожила еще 2 года. Тело умершей царицы впоследствии было сожжено и захоронено рядом с ее мужем. Так супруги-правители и обрели свое последнее пристанище, и только после этого вход в гробницу был окончательно замурован камнями.
Мавзолей в Галикарнасе отличался такой высокой прочностью, что радовал глаз античного народа еще на протяжении 19 веков. А в XV веке уже нашей эры он незначительно пострадал от землетрясения. Но пережить нашествие крестоносцев мавзолею всё же не удалось – они разобрали его большую часть и добытые таким способом материалы использовали для строительства замка Святого Петра, причем здесь же – на месте разрушенной усыпальницы. Несколько позднее эти камни были использованы повторно, только уже для возведения крепости Бодрум.
В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.
Какие исторические ценности остались от галикарнасского мавзолея?
К сожалению, некогда грандиозное сооружение не «дожило» до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть только развалины, которые от него остались. Но даже в разрушенном состоянии мавзолей способен произвести неизгладимое впечатление на путешественников. Те люди, которым удалось побывать на экскурсии в Бодруме, удивлялись тому, что некоторые стены турецкой крепости состоят из идеально отполированных мраморных плит. А ведь они были привезены именно из древнего Галикарнаса. Части уникальных мифологических фресок и изваяний Мавсола и Артемисии сегодня можно увидеть в Стамбульском и Британском музеях.
Каким же образом Британский музей, расположенный в тысячах километров от древнегреческого Галикарнаса, пополнился этой удивительной находкой? Дело в том, что слухи о красоте остатков античного памятника культуры, ставших украшением Бодрума, дошли до человека из английского посольства в Турции. По приезду на историческое место он выкупил у властей разрешение на выемку из стен 12 плит для их транспортировки в музей Британии. Когда плиты предстали на обозрение английских ученых, те смогли сделать вывод о том, что перед ними не что иное, как частица фриза знаменитого Скопаса.
Так сэр Ньютон – директор Британского музея, окончательно убедился в том, что на поиски остатков галикарнасского мавзолея следует отправляться в Бодрум, куда он и поспешил. И первое, с чем ему пришлось столкнуться по выходу на берег, - это два мраморных льва, замурованных в стену крепости. За те 9 месяцев, которые Ньютон провел в Бодруме, ему удалось отыскать множество обломков мавзолея и 4 плиты, изготовленные древним скульптором Скопасом. Но самое интересное его ожидало впереди, ведь в конце археологических раскопок он обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, которые когда-то стояли в колеснице на крыше мавзолея. Конечно, они были расколоты на множество частей, но находка все равно представляла немалую историческую ценность. Кроме того, упорным англичанином была найдена и мраморная голова лошади, украшенная подвесками и бронзовой уздечкой с позолотой. Все эти находки Ньютон и перевез в свой музей, а было это в 1857 году.
Раскопки загадочной гробницы проводились и под руководством Кристиана Джеппезена. Они закончились в 70-х годах прошлого столетия. Все найденные статуи, барельефы и разнообразные элементы старинной конструкции помогли ученым воссоздать облик усыпальницы. По ее проекту строились такие памятники архитектуры, как церковь Святого Джорджа в Лондоне, Мемориал Воинам в Индиане, Здание муниципалитета в Лос-Анджелесе и пр. Но как бы ни старались современные архитекторы, им не удалось передать всего величия, которое было присуще древнему мавзолею, построенному для упокоения праха правителей Карии.
← ТУРЦИЯ | СЕМЬ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО МИРА | АЗИЯ → |