Инструменты доступности

Верхоспасский собор Московского Кремля

Прогуливаясь по Московскому Кремлю1, нельзя не обратить внимание на 11 сияющих золотом куполов на тонких разноцветных барабанах. Три совмещенных пятиглавия - очень необычное архитектурное решение. Верхоспасский собор в XVII веке объединил домовые церкви нескольких поколений русских правителей. И построен он был прямо в царских покоях – в Теремном дворце.

История строительства Верхоспасского собора

С незапамятных времен у великих князей и царей было принято устраивать молельные места прямо в тех местах, где они жили. Потому что публичное посещение первыми лицами государства религиозных учреждений в обычных приходах не всегда было удобным по причине излишнего людского внимания да и из соображений безопасности.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Так появились царские домовые храмы. В XVII веке в Московском Кремле было уже несколько таких церквей, освященных в честь великомученицы Екатерины, Спаса Нерукотворного, Святой Евдокии и Крестовоздвижения (или Распятия Христова). Все они имели разный размер и стояли с восточной стороны на подклетах большого Теремного дворца.

Самой старой была кирпичная Екатерининская церковь. Ее возвели в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма. Руководил строительством английский архитектор, так называемый палатный мастер, Джон Талер. Церковь Екатерины располагалась на одном уровне с Золотой Царицынской палатой и примыкала к ней с севера. Этот храм был главным на женской половине, и в нем традиционно молились царица и царевны. Здесь они слушали очистительные молитвы после родов и во время постов.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Спустя несколько лет, в 1635-1636 годах, при участии знаменитых зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова возвели церковь Спаса Нерукотворного. Она стала домовым храмом, предназначенным для царя и царевичей.

В 1654 году сверху к Екатерининской церкви была пристроена церковь Святой Евдокии. Она, как и Екатерининский храм, служила для домашних молитв царицы и ее дочерей, то есть была женской церковью. В 1681 году храм Евдокии переосвятили в честь Воскресенья Словущего. Самой последней, в 1681 году, построили Распятскую церковь. Ее небольшие помещения, занимающие всего 25 кв. м, оказались выше всех остальных теремных храмов.

Верхоспасский собор Московского Кремля

В конце XVII века было принято решение объединить все домовые храмы в одно здание. Руководить этой непростой реконструкцией поставили одного из авторитетнейших московских зодчих своего времени Осипа Дмитриевича Старцева. Он родился в семье потомственных строителей, и большую практическую школу получил от своего отца Дмитрия Михайловича, который строил Гостиные дворы в Архангельске и Троицкую башню Московского Кремля.

К 1682 году Осип Старцев с успехом провел коренную перестройку фасада зданий и их внутреннего устройства. Верха всех церквей выровняли общим карнизом и покрыли единой медной кровлей. По преданию, ее выковали из обесценившихся медных денег. Изящные барабаны украсили поливными многоцветными изразцами, которые сделали по рисункам мастера из Новоиерусалимского монастыря – старца Ипполита. И новый одиннадцатиглавый собор приобрел тот облик, который известен нам сегодня.

Верхоспасский собор Московского Кремля

История храма в XVIII-XX веках

Собранные под одной крышей храмы не перестали выполнять своего изначального предназначения. Собор служил местом уединения государя и членов его семьи для размышлений, причащения и молитвы. Здесь крестили младенцев и совершали молебны в честь совершеннолетия наследных царевичей.

От собора по лестнице можно было подняться к Боярской площадке, соединявшей храм и жилые помещения Теремного дворца. Это место предназначалось для публичного чтения царских указов, а также раздаче знатным боярам и приближенным государя именинных пирогов. Над лестницей, ведущей к Боярской площадке, отделяя храм от улицы, была установлена кованная из меди решетка, покрытая сусальным золотом. Поэтому в обиходе о соборе говорили, как о Спасе за Золотой решеткой.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Во время Отечественной войны 1812 года собор сильно пострадал. Он лишился большей части своих материальных ценностей, а великолепная настенная роспись была сильно поуродована гвоздями. Спустя 14 лет храм восстановили, но с некоторыми архитектурными переделками. А в 1840 году стены Екатерининской церкви расписали новыми фресками. До начала XX века Верхоспасский собор открывали для всех молящихся один раз в году, в день храмового праздника.

Во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года снаряды и осколки сильно повредили северо-западный угол здания. Большие реставрационные работы проводились в соборе в 20-е, 40-е и 60-е годы XX века. Они в значительной мере вернули этому старому архитектурному сооружению первоначальный вид. Особенно близко к первоначальному стал выглядеть северный фасад здания. Медная кровля, которая и сейчас покрывает собор, сохранилась на нем с XVIII века.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Интерьеры и древние реликвии Верхоспасского собора

Сегодня в храме не проводятся богослужения. Эта древняя святыня закрыта для общего доступа, так как является частью резиденции президента России.

До наших дней дошли некоторые элементы интерьера XVII века и декоративного убранства храма. Прекрасно сохранились позолоченные деревянные иконостасы, выполненные в XVII веке мастерами-резчиками под руководством Клима Михайлова. Искусная вычурная резьба на них столь изящна, что внешне скорее напоминает перламутр или фарфор.

По счастью, уцелели очень редкие иконы, выполненные в технике аппликации из шелковых тканей, комбинированных с живописными изображениями. На этих иконах только руки и лица написаны краской. А одежда и фон выполнены шелковыми тканями, с использованием бисера и небольших жемчужин. Часть икон этого храма принадлежит кисти известного мастера XVII века Федора Евтихиевича Зубова. Здесь же хранятся красивые изразцовые печи, отреставрированные в XIX веке.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Уже в XX веке в интерьерах собора была частично вскрыта настенная роспись, выполненная в конце 60-х годов XVII века московским живописцем Симоном Федоровичем Ушаковым. В храме уцелели чеканные серебряные оклады многоярусного иконостаса и сделанные также из серебра царские врата, датируемые второй половиной XVIII века.

Внутри Распятской церкви сохранилось уникальное большое резное распятие, по свои размерам совпадающее к иерусалимским Крестом Господним, и сделанный из чеканной меди иконостас. А в храме Воскресения Словущего – деревянные резные позолоченные хоры и старинное паникадило, переданное в дар царю Алексею Михайловичу королем Швеции Карлом XI. Обе эти церкви соединяются удивительной по красоте и изяществу исполнения резной деревянной дверью. Это те немногие святыни, которые чудом пережили разграбление во время войны 1812 года.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Сегодня сказочно красивый Верхоспасский собор, выстроенный при царе Михаиле Федоровиче, является примером настоящей московской архитектуры. Он выглядит нарядно, празднично сверкает своими куполами и ажурными крестами на солнце и радует гостей Московского Кремля многоцветьем искусно сделанных изразцов.


Отличные экскурсии по Москве от Трипстер - Реклама


Верхоспасский собор на карте

Добавить комментарий