Инструменты доступности

Музей паровозов в Ярославской области – история российских узкоколеек

В селе Талицы, в 18 км от старинного Переславля-Залесского есть музей, которых хранит громоздкие «экспонаты» - паровозы и дрезины, дизельные локомотивы и вагоны, автомобили и тракторы, выпущенные в конце XIX и первой половине XX века. Здесь часто снимаются кинофильмы и телесериалы. И в России, пожалуй, трудно найти другое место, где бы так берегли историю узкоколейных железных дорог.

История музея паровозов в Ярославской области

Музей паровозов официально именуется переславским железнодорожным музеем. А раньше эта необычная коллекция носила название «Музей узкоколейных железных дорог». Местные жители говорят о нем просто – «Кукушка». Ведь именно так называли раньше паровозы или поезда, ходящие по узкоколейкам.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Паровоз Кп4-300


Музей был основан в 1991 году как частное предприятие. Несколько первых лет работы он представлял коллекцию, осмотреть которую можно было только по приглашениям. Но с 1998 года музей паровозов открылся для всех желающих. И сегодня количество его гостей доходит до восьми сотен в день. Посещение этого музея платное. А на территории разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка.

Сейчас здесь собрано более 50 редких экспонатов железнодорожной и автомобильной техники. Сотрудники музея в Талицах находят их по-разному. Когда-то сведения о ржавеющих в лесу раритетах поступают от старожилов. Но часто приходится организовывать целые экспедиции по нанесенным на старые карты веткам узкоколеек. Найденная техника доставляется в музей преимущественно автотранспортом, и начинается долгий процесс ее реставрации и восстановления. Вся музейная коллекция демонстрируется на путях небольшой талицкой станции узкоколейки и в депо.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Паровоз Кп4-469


«Кукушки» в музее паровозов в Ярославской области

Первые узкоколейки появились в России на Алтае в начале XVIII века, и использовались для развития рудничного дела. Позже их стали строить массово в тех местах, где не было другого транспорта. Но к концу прошлого века экономически использовать узкоколейки стало не выгодно, и большинство из них разобрали.

Подобная история узкоколейных железных дорог существует в разных странах мира. Но сегодня оставшиеся участки путей стараются сохранить. Их специально выкупают, восстанавливают и делают туристическими аттракционами. Музеи узкоколейных дорог есть, например, в Грифице (Польша), в пригороде Пярну - Лавассааре (Эстония), в Аникщай (Литва), в карпатской Колочаве (Украина). Узкоколейки пользуются большой популярностью, так как дают возможность почувствовать то единство природы и старой техники, которого нет у обычных железных дорог.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Переславская «Кукушка» - единственное на российских просторах место, где сохранился не только участок путей, но и старая железнодорожная техника. Причем экспонатов, собранных здесь, не мало. Многие из них уникальны и сертифицированы как памятники истории техники. Благодаря труду сотрудников музея, его гости могут составить полное представления о том, как была устроена сеть узкоколейных дорог, какие поезда и вагоны по ней ходили, а также как она обслуживалась и развивалась.

Переславская узкоколейная железная дорога – это 2 км ветка, которая ведет от Талиц на поляну, находящуюся в середине Блудова болота – места, описанного писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в рассказе «Кладовая солнца». Эта узкоколейка была построена и использовалась для торфоразработок.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Железнодорожный музей

Особенность переславского музея в том, что здесь нет стендов, макетов и нарисованных таблиц. Его коллекцию составляют натурные образцы железнодорожной и автомобильной техники. Они либо уже восстановлены до рабочего состояния, либо находятся в процессе реставрации. Причем, реставрационные работы – это всегда процесс длительный. Потому что нужно вначале найти и ознакомиться с чертежами. Потом - подобрать необходимые запчасти или придумать технологические решения, когда нужных деталей уже не достанешь. Кроме того, по мере необходимости, паровозы и вагоны перемещаются по музейной территории. Так что экспозиция музея паровозов получается «живой».

Даже не восстановленные пока экспонаты, которые на взгляд непосвященного посетителя представляют собой лишь ржавые развалины, на самом деле имеют большую историческую ценность. Хотя бы потому что большинство из них дошло до нашего времени в одном единственном экземпляре.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Двухосный мотовоз МД54-2


Что же можно увидеть в талицком музее? Прежде всего, это конечно, старинные паровозы, выпушенные на заводах России, Польши, Германии и Финляндии с 1862 по 1958 год, в том числе фрагменты танк-паровозов конца XIX – начала XX века. В музейной коллекции есть также старые российские мотовозы и тепловозы, выпускавшиеся в середине прошлого века. Самодвижущийся подвижной состав представлен пассажирскими, пожарными и участковыми мотодрезинами довоенного и послевоенного лет выпусков.

Обычных людей, не знакомых подробно с историей железнодорожного транспорта, в музее ждет много интересных открытий. Например, большое удивление вызывает автомобиль-дрезина, специально созданный в 1960-е годы для поездок начальства по узкоколейным дорогам.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Обтекаемый по форме кузов от легкового автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12) очень экзотично смотрится на узкоколейном полотне. Желающие могут даже прокатиться около 1 км (туда и обратно) на ручной дрезине, вместимостью до 6 человек. Такая поездка занимает 10-15 минут.

Большой раздел музейной экспозиции - это вагоны. Они здесь самые разные - пассажирские и товарные, снегоочистители и лесовозные вагонетки. В музее есть вагоны, которые использовали для перевозки торфа, цистерны для жидкостей, вагоны-самосвалы и вагоны-платформы. Самые старые экспонаты в этом разделе выпушенны в конце XIX века в России и Германии.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Вагон-лавка


Кроме того, в Талицах можно увидеть станционное оборудование – ручной пожарный насос, произведенный в Санкт-Петербурге в 1890-е годы, колокол, весы, которыми взвешивали багаж пассажиров (1928 г.), одно- и двухцилиндровые локомобили, сделанные на немецких и английских заводах в конце XIX и в начале XX века, а также комплект электрожезловых аппаратов системы Теггера. Их применяли для регулирования движения поездов.

Музейный автопарк в музее паровозов в Ярославской области

Кроме железнодорожной техники музей собрал много старых автомашин. В свое время большинство из них были активными «партнерами» узкоколеек. Многие автомобили полностью восстановлены усилиями коллекционеров, и сейчас они используются для киносъемок. Всю автоколлекцию можно осмотреть на отдельной выставочной площадке, в стороне от основной экспозиции.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

ЗиМ на рельсовом ходу


До полностью рабочего состояния восстановлены грузовики ЛиС-5 (1937 г.), ГАЗ-51 (1963 г.), ГАЗ-63 (1960 г.), бронеавтомобиль ФАИ-М (1938 г.), легковая машина ГАЗ-67Б (1948 г.), а также американские легковые машины времен Второй мировой войны Dodge WC-52 и Willis MB (1944 г.). Сейчас специалисты музея проводят реставрацию знаменитой Эмки – ГАЗ-М1 (1939 г.) и колесного трактора Универсал-2, произведенного на тракторном заводе во Владимире (1947 г.). Кроме того, в музее можно увидеть два грузовика-полуторки – ГАЗ-ММ, выпущенные в 1940 и 1949 гг.

Сувенирная вагон-лавка в музее паровозов в Ярославской области

Даже сувениры в музее паровозов продают в необычном месте. Небольшой магазин с железнодорожной символикой, игрушками и прочими памятными мелочами размещен в передвижном вагоне-лавке. Этот крытый двухосный вагон сам по себе необычен. Он был сделан в 1934 году на заводе в Висмаре, на берегу Балтийского моря.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Автопарк в музее


Такие вагоны-лавки существовали со времен создания железной дороги и обеспечивали живущих на дальних станциях и в окрестных поселках людей всем необходимым – продуктами, керосином, одеждой и обувью. Обычно вагон-лавку цепляли к небольшому поезду, и продавали товар прямо во время остановок. Покупатели могли даже оставить заказ – что привезти на их глухой полустанок в следующий раз.

График работы в музее паровозов в Ярославской области

Музей открыт с 10.00 до 18.00. Выходные дни – понедельник и вторник. Экскурсии проходят по предварительной заявке.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

Как добраться до музея паровозов в Ярославской области

Музей паровозов находится в 18 км от Переславля-Залесского в селе Талицы (ул. Лесхозная, 1). Доехать до него можно либо на личном автомобиле, либо на такси.

Сначала по Ярославскому шоссе (М8) нужно добраться до Переславля-Залесского. Из города - повернуть в сторону Плещеева озера (ул. Просторная) по указателю «Ботик Петра I». Далее по асфальтированной дороге, проложенной вдоль западного берега Плещеева озера, через Веськово и Веслево доехать до села Купанское. Отсюда до Талиц через лес ведет грунтовая дорога. На повороте висит указатель «Музей паровозов 3 км». Грунтовка вполне проходима для легковых машин.

Музей паровозов в Переславле-Залесском

В 15 км от Переславского железнодорожного музея расположены музей чайников и усадьба-музей «Ботик Петра I».


Отличные экскурсии по Переславлю-Залесскому от Трипстер - Реклама

Бронирование отелей в Переславле-Залесском от Яндекс Путешествия - Реклама


Музей паровозов на карте

Добавить комментарий