Воронихинские колоннады - беломраморные кулисы Нижнего парка
Между затейливыми партерными цветниками, лежащими у подножья Большого Петергофского дворца, и зелеными аллеями Нижнего парка возвышаются изящные легкие строения. Парные колоннады с золотыми куполами и фонтанами создавались в период расцвета русской классики и носят имя знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Мимо красивых павильонов невозможно пройти, и возле них всегда бывает много посетителей.
Воронихинские колоннады в Петергофе - фонтанные павильоны в XVIII веке
Архитекторы, которым было поручено строить царскую резиденцию, понимали, что Морской канал должен иметь живописное оформление. Важно было, чтобы гости государя, подъезжающие со стороны моря, могли получить представление о масштабах дворцового комплекса еще на подходах к Большому Петергофскому дворцу.
Вид на Морской канал и Воронихинские колоннады с Большого каскада
Для того, чтобы решить эту задачу в 1721 году талантливый зодчий Никола Микетти начал возводить из кирпича и дерева небольшие парные павильоны с фонтанами. Они были сквозными, имели плоские крыши и в те времена назывались «маленькими галереями с каморками».
В 1723 году государь осмотрел готовые павильоны, остался доволен работой строителей и распорядился устроить здесь несколько фонтанов. Проекты новых водометов подготовил опытный архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Каждая галерея имела по семь ниш. По предложению зодчего в них установили по четыре водомета с декоративными скульптурами из свинца и по три фонтана-чаши на высоких тонких ножках.
Вид на Воронихинские колоннады от Большого дворца
Исполняя желание Петра I, кроме фонтанов, в галерею, расположенную с восточной стороны, поместили необычный музыкальный инструмент со стеклянными колокольчиками. Клокшпиль соорудил «колокольный и игральной музыки мастер» И. X. Ферстер, и звучащие на нем мелодичные колокольчики приводились в действие струями воды. Первоначально на клокшпиле стояло 88 колокольчиков, но потом их количество менялось. Уже после кончины Петра I ниши галерей украсили изящными мраморными статуями, а трудившиеся в Петергофе художники расписали потолки во всех павильонах и «каморках».
В 1745 году в продолжение «водяных затей» в западном павильоне устроили новый музыкальный инструмент, который изготовил органный мастер Бальтазар Фрис. Удивительный инструмент назвали «егерской штукой». Он был оснащен деревянными фигурами лающих собак, двенадцати певчих птиц, охотника, трубящего в рог, и пары сатиров, исполнявших мелодии на флейтах.
Фонтан Самсон на фоне Воронихинских колоннад
Музыкальная диковинка действовала от напора воды. Струи падали на водяное колесо с раскрашенными фигурками, приводили его в движение, и начинала звучать музыка. Примечательно, что различные звуки издавали установленные внутри органа меха.
Воронихинские колоннады в Петергофе в XIX-XX веках
К концу XVIII столетия петровские павильоны сильно обветшали, и российский император Павел I распорядился заменить их на новые. Проект новых построек поручили подготовить знаменитому русскому зодчему А. Н. Воронихину. Император хотел, чтобы будущие постройки сохранили первоначальный масштаб и старые «идрологические игры». Строительство павильонов продлилось с 1800 по 1803 год.
Общий вид Воронихинских колоннад
Воронихинские строения стали кирпичными. Верхнюю часть построек отделали пудотским камнем, цоколь соорудили из розового гранита, а стройные колонны - из серебристого гранита и белоснежного мрамора. Наверху были смонтированы свинцовые позолоченные чаши для фонтанов, которые поддерживали тумбы, вытесанные из пудотского камня.
Перед ведущими к галереям лестницами появились выразительные фигуры гранитных львов, вырезанные по моделям скульптора Ивана Прокофьевича Прокофьева. Кроме того, интерьер фонтанных павильонов украсили барельефами, изготовленными скульптором Иваном Петровичем Мартосом. Результат превзошел все ожидания, и за блестяще выполненную работу Российская Академия художеств присвоила Воронихину звание «архитектора».
В середине XIX столетия перестройкой фонтанного комплекса занимался опытный зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер. Во время переделок фасады павильонов отделали мраморными панелями, которые вырезали мастера Петергофской гранильной фабрики. Примечательно, что для нового декора строители использовали 30 тысяч пудов первосортного каррарского мрамора, который строил немалых денег.
Потолки галерей были украшены живописным лепным орнаментом, а на полу появилась красочная венецианская мозаика. Кроме того, во время реставрации потускневшие свинцовые чащи фонтанов поменяли на медные. После такой масштабной реконструкции колоннады выглядели великолепно!
Вид на павильон Воронихинской колоннады
Еще одна перестройка творения Воронихина была проведена в 1870-е годы, и руководил ею петербургский зодчий Эдуард Львович Ган. Строители заделали свод куполов потолками из дерева, и это сильно сказалось на отделке интерьеров.
С 1941 по 1944 год ближайшие пригороды Санкт-Петербурга оказались в зоне фашистской оккупации. Отступая, гитлеровские войска взорвали большинство архитектурных памятников и фонтанов Петергофа. Когда на территорию бывшей царской резиденции вошли советские войска, они застали там сплошные руины.
Воронихинская колоннада
Послевоенная реставрация Воронихинских колоннад растянулась на долгое время. Новые фонтанные чаши и округлые купола сделали по чертежам, подготовленным архитектором Александром Эрнестовичем Гессеном. Для публики восстановленные колоннады были открыты в 1966 году.
Воронихинские колоннады в Петергофе сегодня
Стройные беломраморные павильоны заметно выделяются на фоне просторного Нижнего парка. Они отлично смотрятся и от Морского канала, и со стороны партерных цветников, украшающих подножье величественного Большого каскада. Светлые галереи эффектно оттеняют кроны парковых деревьев, зеленые стриженые газоны и пестрое разноцветье клумб, а монументальное фонтанное оформление подчеркивает изящные пропорции архитектурного памятника.
Иногда Воронихинские галереи сравнивают с театральными кулисами. Действительно, для путешественников, идущих со стороны Финского залива, они «приоткрывают» главный дворцовый ансамбль.
Каждая каменная постройка имеет длину 21 м и украшена восьмью стройными парными колоннами дорического ордера, которые стоят на аккуратном гранитном цоколе. К колоннам можно подняться по ступенькам лестницы. Согласно традициям, с начала XIX века вход в галереи «охраняют» гранитные фигуры львов.
Отливающие золотом округлые купола возвышаются над квадратными каменными беседками в 9 м от земли. Они ярко блестят в любую погоду, но самое большое впечатление производят в солнечный день. Золоченые купола - не простые украшения, а оригинальные фонтаны. Вода под напором поднимается на самый верх и стекает по округлым куполам, еще более усиливая их и без того яркий блеск. Затем потоки воды ниспадают широкой пеленой в установленные под окнами мраморные бассейны. Благодаря такому устройству, создается впечатление, что сетчатые окна павильонов-беседок закрыты легкими полупрозрачными занавесками.
Верхняя часть зданий огорожена классической балюстрадой, за которой видны по три бронзовых позолоченных фонтана. Вода из них бьет вверх тонкими струями, а затем срывается на края блестящих чаш и попадает в бассейны.
Воронихинские колоннады находятся в центральной части Нижнего парка, который открыт для посетителей каждый день с 9.00 до 20.00. Кассы парка работают с 8.45 до 19.00. Осмотреть архитектурный памятник можно бесплатно.
Воронихинские колоннады в Петергофе - как добраться
С конца весны до середины сентября от нескольких причалов в Санкт-Петербурге до пристани Петродворца ходят быстроходные суда. От Петродворцовой гавани до колоннад можно дойти за 10-15 минут.
Маршрутные такси до Петергофа ходят от Балтийского вокзала и станций метро «Проспект ветеранов», «Автово» и «Ленинский проспект». Кроме того, в музей-заповедник можно доехать на пригородном электропоезде. С Балтийского вокзала необходимо добраться до станции «Новый Петергоф», а оттуда приехать в Петродворец на автобусах.
← РОССИЯ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ЕВРОПА → |
ПЕТЕРГОФ |
Отличные экскурсии по Санкт-Петербургу от Трипстер - Реклама