Кирилло-Афанасьевский монастырь – 400 лет истории небольшой обители
Четыре века стоит на Ярославской земле православная обитель, посвященная почитаемым христианами святителям Афанасию и Кириллу Александрийским. Усилиями нескольких поколений талантливых российских зодчих обитель превратилась в один из богатых и выразительных архитектурных ансамблей центральной части города. Теперь в ее стенах размещается Ярославская Духовная Семинария.
Содержание:
- История основания Кирилло-Афанасьевского монастыря
- История Кирилло-Афанасьевского монастыря в XVII-XX веках
- Архитектурные памятники на монастырской территории
- Современное состояние и режим посещения Кирилло-Афанасьевского монастыря
- Как добраться до Кирилло-Афанасьевского монастыря
Дополнительная информация - Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле на карте
История основания Кирилло-Афанасьевского монастыря
Исследователи до сих пор не сошлись в едином мнении – когда была основана Кирилло-Афанасьевская обитель. Есть документы, согласно которым она существовала еще в XVI веке. Но большинство историков настаивает, что рождение монастыря относится к 1615 году.
Вид на постройки Кирилло-Афанасьевского монастыря. Церковь Кирилла и Афанасия (слева), церковь Спаса Нерукотворного образа (справа)
Обитель упоминается в старом тексте, где было записано церковное предание об обретении спасшей Ярославль иконы. В 1612 году ярославцы страдали от страшной эпидемии моровой язвы. Вначале жители города хотели пройти по нему с иконой Толгской Божией Матери. Она, как считали верующие, не раз спасала древний город от бед. Но протопоп Илья, настоятель городского Успенского собора, принял решение провести крестный ход со старой иконой Спаса Вседержителя, которую хранили в небольшой деревянной часовне. Она располагалась, как говорится в этом тексте, возле «монастыря Афанасия и Кирилла».
После крестного хода эпидемия прекратилась, и город был спасен. А живописный образ признали чудотворным. Специально для него всего за один день построили новую деревянную церковь. Такие храмы в те времена называли «обыденными». То есть, в старом тексте однозначно упоминается уже действующий монастырь.
Вид Кирилло-Афанасьевского монастыря с улицы Челюскинцев
Но существует и другой документ, датированный 1615 годом. Он содержит просьбу старосты местного земства Гавриила Мякушкина в Ростов, адресованную митрополиту Кириллу. Жители хотели получить благословение на строительство обители в том месте, где произошло обретения знаменитой иконы. Поэтому однозначно можно утверждать лишь одно - ко времени челобитной Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле уже существовал.
Его посвящение двум православным святителям не было случайным. Эти религиозные подвижники почитались церковью как борцы с ересью и ревнители православной веры. Начало XVII века совпало в России с вторжением польско-литовского войска. И в Смутные времена служители русских храмов особенно активно ратовали против возможной католической экспансии.
Вид церкви Спаса Нерукотворного образа Кирилло-Афанасьевского монастыря с улицы Челюскинцев
История Кирилло-Афанасьевского монастыря в XVII-XX веках
Поначалу все монастырские здания были сделаны из дерева. Каменное строительство началось в нем, как и в большинстве ярославских обителей, при митрополите Ионе Сысоевиче, во второй половине XVII века. Кроме храмов, в конце XVII – начале XVIII века возвели каменный корпус для братии и мощные стены. Двумя древними церквями, пусть и перестроенными, мы можем любоваться и сейчас.
Жалованными грамотами, выданными царем Михаилом Федоровичем, обители были дарованы земельные угодья и место для собственной мельницы. Кроме них, монахи освобождались от части податей. Например, от пошлин на вывоз леса и дров для собственных нужд. Это дало обители возможности для дальнейшего роста и развития.
Вид на иконостас церкви Спаса Нерукотворного образа Кирилло-Афанасьевского монастыря
За свою историю монастырь пережил несколько больших пожаров. Первый случился в 1658 году. И от огня тогда не удалось спасти ни одну монастырскую постройку. Второе бедствие произошло в 1670 году. А спустя почти век, в июне 1768 года, разыгрался новый опустошительный пожар, охвативший все центральные улицы города. Однако каждый раз обитель находила средства на восстановление. Так, в 1768 году подновили фрески в соборном храме, а старый каменный иконостас в нем заменили на деревянный.
В XVIII веке на каменной монастырской стене возвели две невысокие башни. Одну из них стали использовать как Святые ворота. А в другой - уcтроили памятную часовню в честь почитаемой иконы с образом Спаса Нерукотворного. Новые каменные башни венчались изящными шпилями, на которых возвышались ангелы с трубами.
Вид на иконостас предела Сергия Радонежского церкви Спаса Нерукотворного образа Кирилло-Афанасьевского монастыря
Много строительных работ было проведено и в 20-30-е годы XIX века. Построили настоятельный корпус в два этажа с большой трапезной палатой. Обветшавший иконостас заменили на новый, а теплый храм украсили настенной живописью. В эти годы в наследство от упраздненного Борисоглебского прихода монастырь получил огромный колокол, вес которого равнялся 115 пудам. Он стал седьмым в колокольном монастырском ансамбле.
На рубеже XIX и XX веков обитель охватила новая волна строительных работ, затронувшая уже второстепенные здания. В это время из камня возвели новые погреба, конюшню для лошадей, монастырскую баню, хозяйственный сарай и каретную. А в 1912 году вновь подновили настенные росписи. Для этого был приглашен известный живописец и реставратор Михаил Иванович Дикарев.
Вид на Надвратную башню с часовней Спаса Нерукотворного образа Кирилло-Афанасьевского монастыря
На протяжении всей своей истории обитель никогда не считалась особенно богатой и не была многолюдной. По документам XVII века известно, что в монастыре жили всего 7 иноков. Спустя 100 лет их количество осталось прежним. И к началу XX века обитель по численности монахов оставалась самой маленькой в епархии. Здесь молились Богу и вели хозяйство всего 10 насельников. На территории стояли три храма – два пятиглавых и один одноглавый, а также две высокие колокольни. Но несмотря на размеры, монастырь всегда очень почитали в народе, и сюда приходило много паломников.
В 1918 году во время белогвардейского восстания против советской власти монастырь, как и многие постройки города, пострадал от обстрелов. Были повреждены две церкви, и сгорел один из жилых корпусов. Община прихожан существовала в обители вплоть до ее закрытия в 1925 году. Когда это произошло, часть церковного имущества раздали в других храмы Ярославля.
В часовней Спаса Нерукотворного образа Кирилло-Афанасьевского монастыря
В 30-е годы прошлого века разорения продолжились. Разобрали две колокольни и снесли красивый пятиглавую Воскресенскую церковь, построенную в XVII веке. Помещения оставшихся церквей стали использовать под различные производства и городские конторы. Здесь, например, размещалась администрация мебельной фабрики. А в корпусе, где раньше жили монахи, поселили горожан.
Церкви здания и монастырская территория были возвращены верующим только в 2007 году. Храмы и ограда к тому времени без должного ухода почти развалились, окна во многих местах были выбиты, а территорию наполняли груды мусора. Спустя год, в обители поселились слушатели Ярославской Духовной Семинарии. Усилиями семинаристов, монахов, профессиональных реставраторов и добровольных помощников за несколько лет удалось провести большие восстановительные работы, которые до конца еще не завершены.
Церковь Афанасия и Кирилла Кирилло-Афанасьевского монастыря
Архитектурные памятники на монастырской территории
Первый каменный храм Кирилла и Афанасия был возведен на монастырской территории в 1664 году. Расписывали его московские мастера. Спустя 12 лет, с севера к этой церкви пристроили теплый храм, освященный в честь митрополита Московского Алексия.
Соборная монастырская церковь в архитектурном плане – не типичное для Ярославских земель культовое здание. Это бесстолпный храм, перекрытый так называемым коробовым сводом, и имеющий одну главу и глухой барабан. За долгую историю его неоднократно перестаивали и видоизменяли. Так в XVIII веке к церкви пристроили несколько приделов и галерей, а в 30-е годы XIX века – изменили форму ее окон.
Вид на иконостас церкви Афанасия и Кирилла Кирилло-Афанасьевского монастыря
Второй старинный храм на монастырской территории – церковь Спаса Нерукотворного, которую чаще называют Спасо-Пробоинской. Двухэтажное здание с трапезной возвели на рубеже XVII и XVIII веков.
Современное состояние и режим посещения Кирилло-Афанасьевского монастыря
Сегодня монастырь имеет статус действующей православной мужской обители. Попасть на его территорию может любой желающий. Богослужения здесь проводятся по монастырскому уставу ежедневно в 7.00 и 18.00, а по воскресным и праздничным дням – в 8.00 и 16.00. Особо почитаемыми святынями обители считаются список с образа Спаса Нерукотворного и частица мощей святителя Афанасия Александрийского.
Памятник Минину и Пожарскому во дворе Кирилло-Афанасьевского монастыря
В монастыре работает своя трапезная, которую с 10.00 до 19.00 могут посетить все желающие. Здесь можно попробовать вкусные блюда традиционной русской кухни.
Как добраться до Кирилло-Афанасьевского монастыря
Монастырь расположен на улице Челюскинцев, 17, неподалеку от здания Ярославской областной думы.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо и по Революционной улице выехать к территории обители.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Кирилло-Афанасьевского монастыря составляет 3,2 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.
← РОССИЯ | ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
МОНАСТЫРИ ЯРОСЛАВЛЯ | ЯРОСЛАВЛЬ |
Отличные экскурсии по Ярославлю от Трипстер - Реклама
Бронирование отелей в Ярославле от Яндекс Путешествия - Реклама