Церковь Александра и Антонины в Селищах – страницы русской истории одном селе
Необычный храм, выстроенный в XVIII веке, находится на правобережье Волги - в Селище, одной из самых древних окраин Костромы, которая стала частью города лишь в 1932 году. Эти места неразрывно связаны с главными вехами русской истории. Именно здесь в 1613 году останавливалось перед приездом в Ипатьевскую обитель Великое Земское Посольство, которое прибыло звать на царство юного Михаила Романова. Сегодня храм отреставрирован. И, несмотря на то, что он удален от городского центра, сюда приезжает много туристов и паломников.
Содержание:
- История церкви Александра и Антонины в Селищах
- Архитектура и внутреннее убранство церкви Александра и Антонины в Селищах
- Современное состояние и режим посещения церкви Александра и Антонины в Селищах
- Как доехать до церкви Александра и Антонины в Селищах
Дополнительная информация - Церковь Александра и Антонины в Селищах на карте
История церкви Александра и Антонины в Селищах
Уникальные сведения о храме сохранились во многом, благодаря летописи, которую вели служившие здесь священники. Эти уцелевшие документы охватывают период с 1870 года до прихода советской власти и позволяют проследить всю историю древнего костромского поселения.
Вид на церковь Александра и Антонины в Селищах с улицы Ключевская
Старое село расположено напротив Ипатьевской обители и начинает свою историю с XIV века. В старые времена в местах этих росли леса, и малолюдная слобода поначалу именовалась Мошениной или Новоселками. Согласно летописям, здесь находился один из самых первых на Костромской земле монастырей, посвященных святому Александру. Московский князь Иван Данилович (Калита), скончавшийся в 1340 году, упоминает эту обитель незадолго до своей смерти в духовной грамоте и завещает костромскому монастырю три деревни.
К началу XVII века село принадлежало известному боярину И.М. Глинскому, и здесь находились две деревянных церкви – в честь Пророка Илии и Георгия Победоносца. Позже Селище было вотчиной боярина Глеба Ивановича Морозова, жена которого - Феодосья Прокофьевна осталась в истории Руси, как активная сторонница старообрядчества, попавшая в опалу и погибшая во времена церковного раскола.
Слева направо: церковь Александра и Антонины, колокольня, западные ворота
С появлением первого храма Александра и Антонины связано старинное предание. Через Селище лежал путь богатого вельможи и его беременной жены. 23 июня, в день, в который христианская церковь отмечает память живших в Риме святых мучеников Александра и Антонины, у семьи родилось сразу двое детей – сын и дочь. Новорожденным дали имена святых, а вельможа повелел выстроить в селе деревянную церковь. Примечательно, что и по сей день это единственная в России церковь, которая посвящена святым мученикам Александру и Антонине Римским. Писцовые книги впервые упоминают о ней с начала XVII века.
Известно, что в 1770-х годах в Селищах стояли две церкви – холодная Александро-Антониновская и теплая Георгия Победоносца, где были приделы, посвященные Пророку Илии и московскому чудотворцу юродивому Василию. Кроме того, в селе находились четыре помещичьих дома и около 70 крестьянских хозяйств.
Вид на церковь Александра и Антонины в Селища с улицы Верхне-Селишенская
Местными землевладельцами - Александром Филипповичем Мошковым, Василием Даниловичем Каблуковым, а также вдовствующей дворянкой Параскевой Степановной Пятницкой, а также простыми сельчанами были собраны средства, и в 1779 году началось возведение каменного одноглавого храма. Его освящение состоялось в 1786 году. В память о старых деревянных церквях в кирпичном храме обустроили два теплых придела, посвященные Пророку Илии и великомученику Георгию Победоносцу. В храмовый ансамбль также входила стройная трехярусная колокольня с длинным шпилем.
В 1831 году отставной полковник Василий Николаевич Мягков, который был потомком поручика Каблукова, с северо-западной стороны от кирпичной церкви выстроил еще один храм. Его освятили в честь небесного покровителя Мягкова – московского чудотворца юродивого Василия. Однако через сто лет, когда советская власть боролась с религией, Васильевский храм разрушили.
В первой половине XIX века вокруг церкви появилась кирпичная ограда с несколькими воротами и изящной часовней. Чуть позже, в 1861 году на храмовой колокольне разместили огромный колокол, весящий более 250 пудов. В XX веке, в годы борьбы государства с религией его ждала незавидная участь. Огромный колокол сбросили на землю и разбили.
К началу прошлого века церковь играла заметную роль среди костромских приходов. Ее притч состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Факт этот говорит о том, что приход был немаленьким. Само Селище сильно разрослось, и прихожанами становились не только крестьяне, но и поселившиеся на правобережье Волги ремесленники и рабочие окрестных фабрик.
Каждый год, в храмовый праздник – Александров день, сюда по Волге переправляли главную христианскую святыню Костромы – икону Федоровской Богоматери. В начале прошлого века при церкви было создано общество трезвости, куда входило 120 прихожан. Проводились большие работы по переустройству здания и его интерьеров. Теплые приделы значительно расширили, в главном храме поставили новый четырхярусный золоченый иконостас, а потолок и стены покрыли новыми росписями. Кроме того, жертвователи подарили храму огромное красивое паникадило.
Общий вид церкви Александра и Антонины в Селищах
Селищенская церковь была одним из трех костромских храмов, богослужения в которых никогда не прекращались. Но испытания, обрушившиеся на христианские святыни в годы советской власти, не обошли село стороной. В 1922 году из церкви вынесли практически все ценные иконы и предметы для совершения служб. В 1929 году закрыли Васильевский храм. Поначалу в нем сделали сельский клуб, но через два года эту церковь все-таки снесли.
Служившие в Селище священники старались помогать опальным священнослужителям Костромы и городских предместий, их семьям и простым прихожанам, чьи родственники попадали в тюрьмы или были расстреляны. За это протоиерей Павел (Острогорский), архиепископ Макарий (Кармазин) и московский профессор Н.И. Серебрянский были арестованы и погибли.
Позже, в конце 30-х и в 40-е годы, храм уберег от закрытия служивший здесь около 40 лет отец Иоанн (Костин). Именно селищенским священнослужителям мы обязаны тем, что старинный храм сохранился до наших дней почти без потерь - уцелели и церковные интерьеры, и старое приходское кладбище.
Архитектура и внутреннее убранство церкви Александра и Антонины в Селищах
Старинная церковь более двух столетий первой встречает всех, кто приплывает в древнюю Кострому со стороны Ярославля. Она выстроена в стиле барокко с элементами классицизма и по формам повторяет храм Спаса на Запрудне. И это не случайно, ведь обе церкви находятся друг напротив друга, на противоположных берегах реки.
Основной храмовый объем традиционен – восьмерик на четверике. Восьмилотковый купол имеет круглые слуховые отверстия – люкарны и небольшую маковку. С запада от храма стоит одноэтажная массивная трапезная, а за ней – колокольня. На ней недавно появился набор из 12 новых колоколов, специально изготовленных для селищенского храма в Воронеже. Правда, для их установки пришлось заменить все старые деревянные балки на металлические.
Стенопись храмовых интерьеров сделана в начале прошлого века Николаем Иосифовичем Демидовым, известным иконописцем из Больших Солей. Все фрески заключены в декоративные орнаментальные рамы. Основные сюжеты написаны маслом в принятой тогда академической манере, а живопись орнаментов сделана на клеевой основе. В середине XX века росписи подновляли художники И.И. и С.И. Дубовы. А в 1970-е годы над фресками работали реставраторы под руководством художника А.М. Малафеева.
Современное состояние и режим посещения церкви Александра и Антонины в Селищах
Церковь действующая и открыта ежедневно. Богослужения здесь проходят каждый день. Прихожане храма издают газету «Духовный собеседник». Кроме того, для детей открыта воскресная школа, а летом работает лагерь для подростков.
Особо почитаемыми святынями считаются частица мощей, принадлежавших святому мученику Александру, которую привезли в дар из Италии, список известной иконы Богоматерь Игрицко-Смоленская и образ святой Матроны Московской.
Как доехать до церкви Александра и Антонины в Селищах
Церковь расположена на ул. Верхне-Селищенская, 35а.
На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме, не доезжая автомобильного моста через Волгу, перед торговым центром «РИО» нужно повернуть налево на Заволжскую улицу. По ней, улицам Ярославская, Строительная и Московская необходимо выехать на Городскую улицу, по которой можно подъехать к храму. Вход в него расположен со стороны Верхне-Селищенской улицы.
Иконостас церкви Александра и Антонины в Селищах
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу к храму можно подъехать на автобусе № 22 или маршрутном такси № 22, 76, 86 (остановки «Селище» или «Река Ключевка»), а затем 0,25-0,3 км пройти пешком. Или же воспользоваться услугами такси.
← РОССИЯ | КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
КОСТРОМА |
Отличные экскурсии по Костроме от Трипстер - Реклама
Бронирование отелей в Костроме от Яндекс Путешествия - Реклама